Главная страница- - -композиторы - - Шуман (Schumann) Роберт Александер
ШУМАН (Schumann) Роберт (1810—56) — немецкий композитор, музыкальный критик. Родился в семье книгоиздателя. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах. Ученик Ф. Вика (фортепьяно). С 13-летнего возраста выступал как пианист, однако повредил руку и не смог стать концертирующим исполнителем. В 1834 основал в Лейпциге журнал «Neue Zeilschrift fur Musik» (до 1844 был его главным редактором и автором). В 1840 женился на пианистке К. Вик (К. Шуман), совершил с ней ряд концертных поездок (по России в 1844). С 1843 некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории . С 1844 жил в Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, выступал как хоровой и симфонический дирижёр. В начале 1850-х гг. творческая и общественная активность Шумана начала снижаться в связи с обострением психического заболевания.
Шуман — один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана было антитезой атмосфере мещанской Германии 1820—40-х гг. Оно звало в мир высокой человечности, воспевало красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей — характерные черты музыки Шумана . В творчестве Шуман опирался на образы литературного романтизма (Жан Поль и Э.Т. А. Гофман), многим его произведениям свойственна литературно-поэтическая программность. Шуман нередко обращается к циклу лирических, часто контрастных миниатюр (для фортепьяно или голоса с фортепьяно ), позволяющих раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, постоянное балансирование на грани реальности и вымысла. В музыке Шумана романтический порыв чередуется с созерцательностью, причудливая скерцозность с жанрово-юмористической и даже сатирически-гротесковыми элементами. Отличительной чертой произведений Шумана является импровизационность. Полярные сферы своего художественного мировоззрения Шуман конкретизировал в образах Флорестана (воплощение романтического порыва, устремления в будущее) и Эвзебия (рефлексия, созерцание), постоянно «присутствующих» в музыкальных и литературных произведениях Шумана как ипостаси личности самого композитора. В центре музыкально-критической и литературной деятельности Шумана — блестящего критика — борьба с банальностью в искусстве и жизни, стремление к преобразованию жизни посредством искусства. Шуман создал фантастический союз «Давидс-бунд», объединивший наряду с образами реальных лиц (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист, К. Шуман) также вымышленных персонажей (Флорестан, Эвзебий; маэстро Раро как олицетворение творческой мудрости). Борьба «давидсбюндлеров» и мещан-филистеров («филистимлян») стала одной из сюжетных линий программного фортепьянного цикла «Карнавал».
Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета, однако удельный вес каждого на протяжении всего творчества Шумана менялся, 1830-е гг. прошли под знаком создания произведений для фортепьяно . К высочайшим достижениям Шумана в области фортепьянной музыки относятся цикл «Симфонические этюды», написанный в форме вариаций (в которых наряду с романтическими образными трансформациями прослеживается классическая мотивно-тематическая работа), соната fis moll, фантазия. К началу 1840-х гг. всё большее значение в творчестве Шумана приобретают камерно-вокальные произведения (сборники и циклы романсов и песен для голоса с фортепьяно на стихи поэтов-романтиков Г. Гейне. Й.Эйхендорфа, А.Шамиссо), в которых лирическое чувство обретает высокую степень конкретности и глубокий психологизм. Новаторским в романсах и песнях Шумана был тип взаимодействия вокальной мелодики, гибко следующей за поэтическим текстом, и партии фортепьяно , раскрывающей подтекст, сокровенный смысл поэтического высказывания («Любовь поэта» на стихи Гейне и др.). В 1840-х гг. композитором создаются также камерно-инструментальные произведения, концерт для фортепьяно с оркестром , 4 симфонии, занимающие значительное место в творчестве Шумана и оказавшие большое влияние на современных ему композиторов, и др. В этих произведениях намечается поворот к классическим формам — симфонии, оратории («Рай и Пери» на сюжет «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), что свидетельствовало о поисках более обобщённых монументальных концепций. В то же время они знаменовали подход к созданию одночастной романтической поэмы (на основе принципа сквозного развития). В драматических эпизодах оратории, а также в сценах из «Фауста» И. В. Гёте Шуман подошёл к осуществлению своей мечты о создании оперы. Единственная опера композитора «Геновева», в основу которой легла средневековая легенда, во многом приближалась к формировавшимся в то время идеалам Р. Вагнера (музыкально -сценической целостность, лейтмотивная система и др.). К высоким образцам принадлежит его музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров — вокальные ансамбли, хоры, мелодекламации). Музыка Шумана оказала сильное воздействие на музыкальное искусство 2-й половины 19 века, в т. ч. на творчество П. И. Чайковского и других русских композиторов.
для голосов, хора и оркестра-
оратория Рай и Пери (Das Paradies und Peri, слова T. Мура, op. 50, 1843), Предрождественская песня (Adventslied, слова Ф. Рюккерта, ор. 71, 1848), На прощанье (Beim Abschied zu singen, с сопровождением деревянных духовых и валторн, слова Э. Фейхтерслебена, ор. 84, 1847), мотет Не отчаивайся в долине скорби (Verzweifle nicht im Schmerzenstal, для двойного мужского хора ор. 93, 1849; 2-я редакция для хора с сопровождением органа - 1852), Реквием по Миньоне (Requiem fur Mignon, слова Гете, ор. 98, 1849), Ночная песня (Nacht-lied, слова К. Ф. Хеббеля, ор. 108, 1849), Странствие Розы (Der Rose Pilgertfahrt, cлова M. Хорна, ор. 112, 1851), Манфред (музыка к драматической поэме Дж. Байрона, ор. 115, 1849), Королевский сын (Der Konigssohn, cлова Л. Уланда, ор. 116, 1851), Проклятье певца (Des Sangers Fluch, cлова Уланда в обработке Р. Поля, ор. 139, 1852), О паже и принцессе (Vom Pagen und der Konigstochter, 4 баллады, cлова Э. Гейбеля, ор. 140, 1852), Счастье Эденхаля (Das Gluck von Edenhall, cлова Уланда в обработке Л. Хазенклевера, ор. 143, 1853), Новогодняя песня (Neujahrslied, cлова Рюккерта, ор. 144, 1849), Месса (ор. 147, 1852), Реквием (ор. 148, 1852), Сцены из "Фауста" Гете (б. о., 1853);
для оркестра-
4 симфонии: № l (B-dur, т. н. Весенняя, ор. 38, 1841), № 2 (C-dur, op. 61, 1846), № 3 (Es-dur, т. н. Рейнская, ор. 97, 1850), № 4 (d-moll, op. 120, 1841; 2-я редакция 1851), Юношеская симфония (1832-33, не окончена);
увертюры: к "Мессинской невесте" Шиллера (ор. 100, 1851), Праздничная увертюра с пением рейнской песни "Украшен листвою" ("Bekranzt mit Laub",op. 123, 1853), к "Юлию Цезарю" Шекспира (ор. 128, 1851), к "Герману и Доротее" Гете (ор. 136, 1851), Увертюра, Скерцо и Финал (ор. 52, 1841; 2-я редакция 1845); для инстеатрументов с оркестром-
для фортепьяно: концерт (a-moll, ор. 54, 1845), Интродукция и Allegro appassionato (концертштюк, G-dur, ор. 92, 1849), Концертное allegro с интродукцией (d-moll, op. 134, 1853), для скрипки: фантазия (C-dur, op. 131, 1853), концерт (d-moll, 1853), для виолончели: концерт (a-moll, ор. 129, 1850);
концертштюк для 4 валторн (F-dur, ор. 86, 1849);
камерно-инструментальные ансамбли-
3 сонаты для скрипки и фортепьяно (ор. 105, 1851; ор. 121, 1851; 1853, 2-я и 4-я её части первоначально написаны для сонаты F-A-E - (Frei, aber einsarn, 1853), сочиненной совместно с И. Брамсом и А. Дитрихом), фортепьянное сопровождение к 6 сонатам для скрипки соло И. С. Баха (1853); 5 пьес в народном духе (Fьnf Stьcke im Volkston) для виолончели и фортепьяно (ор. 102, 1849); Сказочные картины (Маr-chenbilder) для альта и фортепьяно (4 пьесы, ор. 113, 1851, ad libitum для скрипки и фортепьяно);
для духовых и фортепьяно- Adagio и Allegro для фортепьяно и валторны (ор. 70, 1849, ad libitum для виолончели или скрипки), Фантастические пьесы (Phantasiestьcke, для кларнета и фортепьяно, ор. 73, 1849, ad libitum для скрипки или виолончели), 3 романса для гобоя и фортепьяно (ор. 94, 1849, ad libitum для скрипки или кларнета);
3 фортепьянных трио (d-moll, ор. 63, 1847; F-dur, op. 80, 1849; g-moll, op. 110, 1851), Фантастические пьесы (Phantasiestьcke, для фортепьяно, скрипки и виолончели, ор. 88, 1842), Сказочные повествования (Мarchenerzahlungen, 4 пьесы для кларнета, альта, фортепьяно и скрипки ad libitum, ор. 132, 1853), фортепьянный квартет (Es-dur, op. 47, 1842), 3 струнных квартета (a-moll, F-dur, A-dur, op. 41, 1842), фортепьянный квинтет (Es-dur, op. 44, 1842);
для фортепьяно в 2 руки- 3 сонаты (ор. 11, 1835; ор. 22, 1835, новый финал - 1838; Большая соната, перво-начально названая Концерт без оркестра, ор. 14, 1836, 2-я редакция 1853), З сонаты для юношества (ор. 118, 1853), Фантазия (ор. 17, 1838); вариации и сюиты: Вариации на тему Абегг (Thиme sur le nom Abegg, op. l, 1830), Бабочки (Papillons, op. 2, 1831), Экспромты на тему Клары Вик. Тема и 10 вариаций (ор. 5, 1833; 2-я редакция 1850), Давидсбюндлеры (Die Davidsbьndler, 18 характерных пьес. Первоначальное название Танцы давидсбюндлеров - Davids-bьndlertanze, ор. 6, 1837), Карнавал (Carnaval, Маленькие сцены, написанные на 4 ноты, ор. 9, 1835), 12 симфонических этюдов (12 Etudes symphoniques, op. 13, 1837; 2-я редакция под названием Этюды в форме вариаций, 1852), Крейслериана (Kreisleriana, фантазии, ор. 16, 1838), Юмореска (ор. 20, 1839); сборникики и отдельные пьесы: Этюды для фортепьяно по каприсам Паганини (ор. 3, 1832), Интермеццо (Intermezzi, ор. 4, 1832), Токката (op. 7, 1830; 2-я редакция 1833), 6 концертных этюдов по каприсам Паганини (ор. 10, 1833), Фантастические пьесы (Phantasiestьcke, ор. 12, 1837), Детские сцены (Kinderszenen, ор. 15, 1838), Арабеска (ор. 1839), Blumen-stьck (op. 19, 1839), Новелетты (op. 21, 1838), Ночные пьесы (Nachtstьcke, op. 23, 1839), Венский карнавал (Faschingsschwank aus Wien, фантастические картины, op. 26, 1839), 3 романса для фортепьяно (ор. 28, 1839), 4 фортепьяно пьесы (op. 32, 1839), Этюды для педального фортепьяно (ор. 56, 1845), Эскизы для педального фортепьяно (ор. 58, 1845), 6 фуг на имя BACH (для органа или педального фортепьяно, ор. 60, 1845), Альбом для юношества (ор. 68, 1848), 4 фуги (ор. 72, 1845), 4 марша (op. 76, 1849), Лесные сцены (Waldszenen, op. 82, 1849), Пёстрые листки (Bunte Blatter, op. 99, 1849), 3 фантастические пьесы (3 Phantasiestьcke, op. 111, 1851), Листки из альбома (Аl-bumblatter, ор. 124, 1845), 7 пьес в форме фугетт (ор. 126, 1853), Утренние песни (Gesange der Frьhe, ор. 133, 1853), Presto (g-moll, первоначально финал из сонаты № 2, 1835), скерцо (f-moll, первоначально скерцо 1 для сонаты № 3, 1836), канон на тему песни "An Alexis send'ich dich";
для фортепьяно в 4 руки- 8 полонезов (1828), Восточные картины (Bilder aus dem Osten, 6 экспромтов, op. 66, 1848), 12 пьес для маленьких и больших детей (op. 85, 1849), Бальные сцены (Ballszenen, ор. 109, 1851), Детский бал (Kinderball, op. 130, 1853);
для 2 фортепьяно- Andante и вариации (ор. 46, 1843, в 1-й редакция- для 2 фортепьяно, 2 виолончелей и валторны);
для голоса с фортепьяно- Круг песен (Liederkreis, cлова Г. Гейне, ор. 24, 1840), Мирты (Myrthen, cлова И. В. Гете, Рюккерта, Байрона, Т. Мура, Гейне, Р. Бёрнса, Ю. Мозена, ор. 25, 1840), 5 песен и романсов (cлова Э. Гейбеля, Бёрнса, А. Шамиссо, Рюккерта, Г. Циммермана, ор. 27, 1840), 3 стихотворения Гейбеля (ор. 30, 1840), 3 романса (cлова Шамиссо, ор. 31, 1840), 12 стихотворений Ю. Кернера (ор. 35, 1840), 6 стихотворений из "Книги песен художника" Р. Райника (6 Gedichte aus dem "Liederbuch eines Malers" von Reinick, op. 36, 1840), 12 стихотворений из "Весны любви" Рюккерта (12 Gedichte aus Fr. Rьckerts Liebesfrьhling, op. 37, №№ 2, 4, II -Сочинения Клары Ш., 1840), Круг песен (Liederkreis, cлова И. Эйхендорфа, ор. 39, 1840), 5 песен (4 на cлова X. К. Андерсена и 1 новогреческая песня в переводе Шамиссо, ор. 40, 1840), Любовь и жизнь женщины (Frauenliebe und Leben, cлова Шамиссо, ор. 42, 1840); Романсы и баллады (тетрадь 1-я, ор. 45, 1840, тетрадь 2-я, ор. 49, 1840; тетрадь 3-я. ор. 53, 1840; тетрадь 4-я, ор. 64, 1841 и 1847), Любовь поэта (Dichterliebe, cл. Гейне, ор. 48, 1840), Песни и романсы (тетрадь 2-я, ор. 51, 1842; тетрадь 3-я, ор. 77, 1850; тетрадь 4-я, ор. 96, 1850), Валтасар (слова Гейне, ор. 57, 1840), Альбом песен для юношества (Liederalbum fur die Jugend, слова A. Гофмана фон Фаллерслебена, Э. Гейбеля, Л. Уланда, Г. Клетке, К. Ф. Хеббеля, Андерсена, Гете, Шиллера, Э. Мёрике, Рюккерта, неизвестных поэтов, ор. 79, 1849), 3 романса (слова Ю. Буддеуса, Рюккерта, Эйхендорфа, ор. 83, 1850), Перчатка (Der Handschuh, слова Шиллера, ор. 87, 1850), 6 романсов (слова В. фон дер Нойна, ор. 89, 1850), 6 стихотворений Н. Ленау и Реквием (старокатолическое стихотворение, ор. 90, 1850), 3 романса из "Еврейских песен" Байрона (с арфой или с фортепьяно, ор. 95, 1849), Песни и романсы из "Вильгельма Мейстера" Гёте (ор. 98-а, 1849), 7 песен На память о поэтессе Елизавете Кульман (ор. 104, 1851), 6 романсов (слова Т. Ульриха, Мёрике, П. Хайзе, Г. Кинкеля, ор. 107, 1851-52), 4 гусарские песни (4 Husarenlieder, слова Ленау, ор. 117, 1851), 3 стихотворения из Лесных песен С. Пфариуса (3 Gedichte aus den Waldliedern von S. Ptarrius, op. 119, 1851), 5 весёлых песен (5 heitere Gesange, cлова Буддеуса, К. Кандидуса, Мерине, Ф. Брауна, ор. 125, 1851), 5 песен и романсов (cлова Ю. Кернера, Гейне, М. Г. фон Штрахвица, Шекспира, ор. 127, 1850-51), Стихотворения королевы Марии Стюарт (Gedichte der Konigin Marie Stuart, из сборника старой английской поэзии, ор. 135, 1852), 4 романса (cлова Гейне, Кернера и Лили Бернхард, ор. 142, 1852); для двух голосов с фортепьяно: 4 дуэта (cл. Р. Райника, Бёрнса, А. Грюна, ор. 34, 1840), 3 двухголосные песни (cлова Райника, С. А. Мальмана и народные, ор. 43, 1840), 4 дуэта (cлова Рюккерта, Кернера, Гёте, К.Ф. Хеббеля,ор. 78, 1849), Песня девушки (cлова Е. Кульман, ор. 103, 1851);
для нескольких голосов с фортепьяно: 3 стихотворения Гейбеля (3 Gedichte von Е. Geibel, op. 29, 1840), Романсы для женских голосов (квартета) с фортепьяно ad libitum (тетрадь 1-я, ор. 69, 1849; тетрадь 2-я, ор. 91, 1849), Испанский лидершпиль (Spanisches Liederspiel, тексты народных испанских песен в немецком переводе Гейбеля, ор. 74, 1849), Любовные песни (Minnespiel, слова из "Весны любви" Рюккерта, ор. 101, 1849), 3 песни для женских голосов (трио) (слова Л. Бехштейна, X. Л. Эгрю, Рюккерта - из Саади, ор. 114, 1853), Испанские любовные песни (Spanische Liebeslieder, цикл романсов в переводе с испанского, часть 1-2, немецкие тексты Гейбеля, с фортепьяно в 4 руки, ор. 138, 1849), Немецкий Рейн (Der Deutsche Rhein, cлова H. Беккера, для голоса и хора с фортепьяно, 1840), Пастушеская песня (Hirtengesang, слова А. фон Дросте-Гюльсхоф, 1846);
для мужского хора а саррella:
6 песен (слова Мозена, Гейне, Гёте, Райника, ор. 33, 1840), 3 песни (слова Эйхендорфа, Рюккерта, Ф. Клопштока, ор. 62, 1847), Ритурнели Фридриха Рюккерта в канонической форме (ор. 65, 1847), Охотничьи песни (Jagdlieder, cлова из "Охотничьего угодья" Г. Лаубе, с сопровождением 4 валторн ad libitum, ор. 137, 1849), 3 песни свободы (Drei Freiheitsgesange, слова Ульриха, Ф. Фрейлиграта, Фюрста, с сопровождением духового оркестра ad libitum, 1848);
для смешанного хора a cappella:
5 песен ор. 55 (слова Бёрнса, 1846), 4 песни (слова К. Паппе, А. Платена, Мёрике, Рюккерта, ор. 59, 1846), Романсы и баллады (тетрадь 1-я, ор. 67, 1849; тетрадь 2-я, ор. 75,1849; тетрадь 3-я, ор. 145, 1849: тетрадь 4-я, ор. 146, 1849), 4 песни для двойного хора (слова Рюккерта, И. Цедлица, Гёте, ор, 141, 1849): мелодекламации (с фортепьяно): Прекрасная Хед-виг (Schone Hedwig, cлова Геббеля, ор. 106, 1849), 2 баллады (cлова Хеббеля и Шелли, ор. 122, 1851).