Главная страница- - -композиторы - - Верстовский Алексей Николаевич
ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799—1862) —русский композитор, театральный деятель. В 1825—60 служил в московских императорских театрах: вначале инспектор музыки, с 1830 — репертуара, с 1848 управляющий конторой дирекции. Его 35-летнюю работу в театрах называют «эпохой Верстовского». Творчество Верстовского связано главным образом с театральными жанрами. К лучшим русским операм доглинкинского периода принадлежит его «Аскольдова могила »(1835). Был одним из создателей жанра русской оперы-водевиля. В операх Верстовского народное русское начало сочетается с романтизированной фантастикой. Его музыка, основанная на бытовом материале (использование романсовых мелодий), отличается доступностью. Автор многих вокальных сочинений , среди которых выделяются романтические баллады («Чёрная шаль»), и др.
оперы-водевили и комедии-водевили (свыше 30) - Сентиментальный помещик в степной деревне (перевод с французского Верстовского, 1817), Бабушкины попугаи (1819), Карантин (совместно с Л. В. Маурером, 1820), Сюрпризы (совместно с К. А. Кавосом, Корсаковым, Леброком, по Э. Скрибу, 1821), Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с А. А. Алябьевым и Маурером, 1822), Дом сумасшедших, или Странная свадьба (перевод с французского Верстовского, 1822), Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье (совместно с Алябьевым и Ф. Е. Шольцем, текст Писарева, 1824), Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1824), Проситель (совместно с Алябьевым, Мих. Ю. Виельгорским и Шольцем, текст Писарева, 1824), Встреча дилижансов (совместно с Алябьевым, 1825), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Алябьевым и Шольцем, текст Писарева, 1825), Волшебный нос, или Талисманы и финики (совместно с другими авторами, текст Писарева, 1825), Опыт артистов, или Авось удастся (совместно с Виельгорским и И. И. Геништой, 1825), Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери (текст Писарева, 1825), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1825), Притчи, или Эзоп у Ксанфа (совместно с другими авторами, 1826), Две записки, или Без вины виноват (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мёртвых (текст Писарева, 1827), Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827), Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит (текст Загоскина, 1827), Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам (совместно с Алябьевым и Шольцем, 1827), Вечер под Новый год (совместно с другими авторами, текст Писарева, 1827), Пять лет в два часа, или Как дороги утки (текст Писарева, 1828), Средство выдавать дочерей замуж (текст Писарева, 1828), Утро после бала (водевиль из пьесы "Пятнадцать лет в Париже, или Не все друзья одинаковы" Писарева, 1828), Новый Парис (совместно с Алябьевым и Маурером, 1829), Станислав, или Не всякий так сделает (1829), Дипломат (1829), Муж и жена (совместно с Алябьевым, Маурером, Шольцем, 1830), Старый гусар, или Пажи Фридриха II-го (совместно с Алябьевым и Геништой, 1831) и др.;
для оркестра-
Торжественная увертюра на открытие Малого театра в Москве, Вариации на две темы (для английского рожка с оркестром) и др.;
кантаты и другие вокально-симфонические произведения- Певцы во стане русских воинов (слова Жуковского, 1827), Кантата на всерадостнейший мир России с Турцией (1829), Кантата к 100-летию Московского университета (1855), кантата Пир Петра 1 (слова Пушкина, конец 1850-х гг.), Военный гимн для праздника Донского казачества, и др.;
для фортепиано-
Два вальса, Четыре мазурки и др.;
для голоса с фортепиано-
баллады (фортепианные и оркестровые варианты) Чёрная шаль (слова Пушкина), Три песни Скальда, Бедный певец, Пустынник, Ночной смотр (все на слова Жуковского);
романсы-
Гишпанская песня, Два ворона, Певец, Цыганская песня Земфиры, Тоска по милом, Колокольчик (Вот мчится тройка удалая) и др.;
обработки народных песен (для солистов, хора и оркестра) -
Не одна во поле дороженька, У ворот девки стоят, Мой соловей, За долами и горами и др.; духовная музыка-
Обедня и два концерта, Духовный концерт и др.;
музыка к драматическим спектаклям (в том числе отдельные номера) -
Любопытная, или Догадки невпопад (1825), пролог Торжество муз (совместно с Алябьевым, Шольцем, текст М. А. Дмитриева, 1825, исполнена на открытии московского Большого театра), Выкуп Барда, или Сила песнопения (драматическая картина Дмитриева, 1827), Школа супругов (1827), День падения Миссолонги (героическая мелодрама, 1829), Свадьба Фигаро (Бомарше, 1829), Цыганы (инсценировка В. А. Каратыгина одноимённой поэмы Пушкина, 1832), Рославлев (романтическое представление Шаховского, по роману Загоскина, 1832), Кремнев, русский солдат (народное драматическое представление, текст И. Н. Скобелева, 1839), Параша-сибирячка (русская быль Н. А. Полевого, 1840) и др.