Главная страница- - -композиторы - - Вебер (Weber) Карл Мария фон
В. - один из основоположников немецкого музыкального романтизма. На формирование личности и эстетических взглядов В. - муз.-обществ деятеля, публициста - оказал влияние подъём национального самосознания в Германии. В. - создатель немецкого романтич. оперного театра. Оперы В."Вольный стрелок", "Эврианта" и "Оберон" открыли различные пути, по которым развивалась романтич. опера 19 в. Из них наиболее популярной стал "Вольный стрелок", в котором В. развил традиции зингшпиля, преобразовал и обогатил этот жанр в духе романтич. эстетики. "Эврианта", воплощающая нац.-героич. идеи средствами жанра большой романтич. оперы, оказала сильное влияние на развитие немецкого музыкального театра, включая такие произведения, как "Тангейзер" и "Лоэнгрин". Пианист-виртуоз, В. в фортепьянных сочинениях утверждал блестящий концертный стиль. Автор муз.-критич. статей и рецензий, стихов, неоконч. романа "Жизнь музыканта" , которые представляют значит, исторический и художественный интерес.
для хора и голосов с оркестром- мессы - кантаты- для оркестра- для фортепиано и скрипки- для фортепиано и гитары- для фортепиано- для фортепиано в 4 руки- для кларнeта и фортепиано- для хора- музыка к драматическим спектаклям -
Сила любви и вина (Die Macht der Liebe und des Welns, соч. 1798, не сохранилась), Немая лесная девушка (Das stumme Waldmadchen, первоначальное название- Лесная девушка, поставлена 1800, Фрейберг; под названием- Немая лесная девушка поставлена 1800 в Хемнице), Петер Шмоль и его соседи (Peter Schmoll und seine Nachbarn, либретто Тюрка на основе романа К. Крамера, сочинена 1801-1802, поставлена Аугсбург), Рюбецаль (Rubezahl, текст Роде, сочинена 1804, поставлена 1804, Бреслау), Сильвана (поставлена 1810, Франкфурт-на-Майне), Абу Гасан (текст Ф. Химера, сочинена 1810, 1811, Мюнхен), Вольный стрелок (Der Freischutz, сочинена 1817-20, поставлена 1821, Национальный театр, Берлин), Три Пинто (Die drei Pintos, сочинена 1820-21, текст Т. Хелля; опера завершена Г. Малером, поставлена 1888, Лейпциг), Эврианта (сочинена 1822-23, поставлена 1823, "Кернтнертортеатр", Вена), Оберон (Оберон, или Клятва короля эльфов, Oberon, or the Elf King's oath, 1826, поставлена 1826, театр "Ковент-Гарден", Лондон);
Grosse Jugendmesse (Es-dur, 1799), .№ 1 (Missa sancta in Es, № 1, op. 75, 1818), № 2 (Missa sancta op. 76, G-dur, 1819), Offertorium (Es-dur, 1818; C-dur, 1819);
Der erste Ton (слова И. Ф. Рохлица, op. 14, 1808), In seiner Ordnung echafft der Herr (cлова И. Ф. Рохлица, op. 36, 1812), Jubel-Kantate (op. 58, 1818), Природа и любовь (Natur und Liebe, cлова Ф. Кинда, op. 61, 1818);
симфонии-№ 1 (C-dur, op. 19, 1807), № 2 (C-dur, без op. 1807), увертюры (1809, 1818, 1819); концерты для инструмента с оркестром-
дпя фортепиано- № 1 (C-dur, op. 11, 1810), № 2 (Es-dur, op. 32, 1812), Концерт штюк для фортепиано с оркестром (f-moll, op. 79. 1821), для кларнета - концертино (c-moll, op. 26, 1811; e-moll, op. 24, 1811), № 1 (f-moll, op. 73, 1811), № 2 (Es-dur, op. 74, 1811), для фагота (F-dur, op. 75, 1811), для валторны (e-moll, op. 45, соч. 1815);
камерные инструментальные произведения-
квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (op. 34, 1815), квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (без op., 1808 или 1809), трио для фортепиано, флейты и виолончели (op. 63, g-moll, 1819);
9 вариаций на тему норвежской песни (op. 22, 1808), 6 сонат (op. 19, 1810);
Дивертисмент (op. 38, 1816);
сонаты (№ I, C-dur, op. 24, 1812; № 2, As-dur, op. 39, 1816; № 3, d-moll, op. 49, 1816; № 4, e-moll, op. 70, 1822),вариации (op. 2. 1800), 8 вариаций на тему оперы "Castor und Pollux" Г. Фоглера (op. 5, 1804), 7 вариаций на тему арии "Vien qua Dorina" Ф. Бианки (op, 7, 1807), вариации на оригинальную тему (op. 9, 1808), 7 вариаций на тему из оперы "Иосиф в Египте" Мегюля (op. 28, 1812), Air russe varie "Schone Minka", вариации для фортепиано (op. 40. 1815), 7 вариаций на тему цыганской песни (ор. 55, 1817), Momento capriccioso (op. 12, 1808), Большой полонез (Grande polonaise Es-dur, op. 21, 1808), Блестящее рондо (Rondeau brillante, Es-dur, op. 62, 1819), Polacca brilante (E-dur, op. 72, 1819), Приглашение к танцу (Aufforderung zum Tanz, op. 65, 1819);
20 пьес (ор. 3, 1801; ор. 10, 1809; op. 60, 1818);
Большой концертный дуэт (B-dur, ор. 48, 1816);
романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепиано или гитары, в том числе ор. 13, 15, 23, 25, 30, 46, 54, 64 и др.);
Лира и меч (Leier und Schwert, слова Т. Кернера, 3 тетради ор. 41, 1814; ор. 42, 1814; ор. 43, 1816);
"Прециоза" П. А. Вольфа (1820), "Турандот" Гоцци (1821) и др.