Главная страница- - -композиторы - - Бортнянский Дмитрий Степанович
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751—1825) — русский композитор. По национальности украинец. Брал уроки композиции у Б. Галуппи. В 1760-х гг. как певец участвовал в оперных спектаклях и концертах. В 1769—79 жил в Италии. С 1779 капельмейстер, с 1796 директор вокальной музыки и управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге (способствовал её расцвету).
Бортнянский работал во многих жанрах. Центральное место в творчестве занимала хоровая духовная музыка. Мастер хорового письма a cappella , Бортнянский наряду с М. С. Березовским создал новый тип руccкого хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки. Его концерты выходят за рамки церковной музыки. Во многих из них воплощена глубокая философская тема. Писал также светские хоры, в их числе — патриотическая песня «Певец во стане русских воинов» (слова В. А. Жуковского, 1812). В творческом наследии Бортнянского — несколько опер (на итальянские и французские либретто), в т. ч. «Сын-соперник, или Современная Стратоника» (на французский текст). Камерно-инструментальные произведения Бортнянского стали первыми русскими образцами крупной формы. Музыка Бортнянского, стилистически близкая раннеклассической европейской, содержит интонации русской и украинской бытовой песни.
отрывки из опер
в книге: История русской музыки в нотных образцах под редакция С. Л. Гинзбурга, т. 1, М.- Л., 1940, 2 1968;
Концертная симфония
B-dur (1790), в книге: Ливанова Т.Н., Русская музыкальная культура XVIII века..., т. 2, М., 1953, Приложение: Квинтет, М.- Л., 1951;
Сонаты для чембало -
C-dur (в сборнике: Музыкальная старина, СПБ, 1903), F-dur (B книге: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып. VII, М.-Л., 1929, Нотное приложение, № 143; Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России. Сост. Л. Л. Баренбойм и В. И. Музалевский, М.-Л., 1949), B-dur (в кн.: Русская фортепианная музыка. Хрестоматия, вып. 1, М., 1954);
Larghetto
в книге: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, вып. VII, М.- Л., 1920, Нотное приложение, № 144;
Увертюра к комической опере "Le Faucon"
там же, № 145.