Главная страница- - -композиторы - - Шнитке Альфред Гарриевич
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (1934-1998) — советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Ученик Е. К. Голубева. Один из ведущих мастеров современной музыки, Шнитке в творчестве синтезирует элементы классических традиций и разнообразные элементы современной композиторской техники. Обращается к полистилистике, коллажу и др. Музыка Шнитке отмечена концепционностью, ощущением единства прошлого и настоящего культуры. В 1961—72 преподавал в Московской консерватории . Автор статей, в т. ч. о творчестве композиторов 20 века. Член-корреспондент Академии искусств Западного Берлина (1982), Академии искусств ГДР (1986), Баварской академии искусств (1986), Королевской шведской академии музыки (1987) Государственной премии РСФСР им. Н.К.Крупской (1986).
балет
Лабиринты (1971);
сценическая композиция Жёлтый звук (по В. Кандинскому, для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов, 1974);
для солистов, хора и оркестра-
оратория Нагасаки (на слова А. Софронова, Г. Фере, Ёнэда Эйсаку, Симэдзику Тосона, 1958), реквием (из музыки к "Дон Карлосу" Шиллера, 1975);
для оркестра-
3 симфонии (1972, St. Florian, для солистов, камерного хора и оркестра, 1980; 1981), Pianissimo... (1968), In memoriam (1978), Пассакалия (1980); для инструментов с оркестра-
6 концертов (2 для фортепьяно-1960, 1979; 3 для скрипки- 1957, 2-я редакция 1962, 1966, 1978, 2-й и 3-й с камерным оркестра; для гобоя, арфы и струн, оркестра, 1970), Музыка для фортепьяно и камерного оркестра (1964);
камерно-инструментальные ансам6ли -
сонаты для скрипки и фортепьяно (1963, 1968), для виолончели и фортепьяно (1978), Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для 2 скрипок (1975), дуэт для скрипки и виолончели Тихая музыка (1979), 2 струнного квартета (1966, 1981), Канон памяти И. Ф. Стравинского для струнного квартета (1971), Серенада для 5 музыкантов (1968), фортепьяно квинтет (1976), Диалог для виолончели и камерного ансамбля (1965), 4 Гимна для камерно-инструментального ансамбля (два в 1974, 1975, 1979), Moz-Art а la Haydn (1977, для 2 скрипок и 11 струнных), Concerto grosso (1977, для 2 скрипок, клавесина и 21 струнного инструмента), Cantus perpetuus для клавишного инструмента и 1-4 ударников (1975);
для фортепьяно-
Прелюдия и фуга (1963), Импровизация и фуга (1965), Вариации на один аккорд (1966), Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для фортепьяно в 6 рук (1978);
хоры-
вокализ Голоса природы для жен. хора и вибрафона (1972), Sonnengesang для хора и ансамбля (на слова Ф. Ассизского, 1976), Minnesang для большого хора (1977);
для голоса и инструментов-
Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фортепьяно (1965), Три мадригала для сопрано, вибрафона, клавесина, скр., альта и контрабаса (на слова Ф. Танцера, 1980), Три сцены для голоса и ударных (1980);
электронная музыка Поток (1969);
музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.