Главная страница- - -композиторы - - Пуччини (Puccini) Джакомо
ПУЧЧИНИ (Puccini) Джакомо (1858--1924)—итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. Учился игре на органе под рукуводством отца Микеле Пуччини (1813—64) —органиста, дирижёра, композиторы, основателя музыкальной школы в Лукке. С 1872 занимался в Музыкальном институте имени Дж. Пачини в Лукке (классы органа и фортепьяно), в 1880—83 в Миланской консерватории у А. Баццини (музыкально -теоретические предметы) и А. Понкьелли (композиция). Уже первая опера «Виллисы» (1883) принесла Пуччини успех и определила его творческий путь как оперного композитора. Творчество складывалось под воздействием веризма, однако композитор преодолел его ограниченность. Выразительные средства, используемые Пуччини, значительно богаче, разнообразнее, тоньше. Он глубоко раскрывает сложную психологию героев, изображая правдивые жизненные ситуации. В центре опер Пуччини — образ женщины, способной на жертву во имя любви. Основное средство музыкальной выразительности — напевная мелодия, связанная с итальянской бытовой песней. Пуччини создал гибкий речитативно-ариозный стиль, поручив оркестру роль активного участника лирической драмы; широко использовал приёмы лейтмотивного развития, а также импрессионистичность звукописи. Лучшие оперы Пуччини : «Богема» (1895), «Тоска» (1899), «Мадам Баттерфлай» (1903). В последней опере «Турандот» (1924, завершена Ф. Альфано) Пуччини отошёл от характерной для предыдущих опер камерности, соединив в ней лиризм с героикой и трагедийностью. Композитор-новатор, Пуччини развил реалистические тенденции позднего периода творчества Дж. Верди, внёс большой вклад в оперное искусство 20 в.
кантаты-
Сыны прекрасной Италии (I figli d'Italia bella, кантата-гимн, 1877), кантата Юпитеру (cantata a Giove, 1897);
для оркестра-
Прелюдия (Preludio sinfonico, 1876), Adagietto (1883), Симфоническое каприччио (Capriccio sinfonico, 1883), 2 марша (1896);
камерно-инструментальные ансамбли-
трио (для 2 скрипок и фортепиано, 1880?), струнный квартет (D-dur, 1880), скерцо (a-moll, для струнного квартета, 1880-83), фуга (для струнного квартета, 1883), струнный квартет Хризантемы (Crisantemi, памяти А. ди Савойя, 1890), 3 менуэта (для струнного квартета, 1890); для хора и фортепиано-
Гимн Риму (Inno а Rота, на cлова Ф. Сальватори, 1919);
для голоса с фортепиано-
4 романса на cлова А. Гисланцони (Изящный ум - Spirito gentil. Меланхолия - Malanconia, Когда я умру - Allor ch'io saro morto, Мы читаем- Noi legger; 1881-82), Маленькая история любви (Storiella d'amore, cлова Пуччини, 1883), Солнце и любовь (Sole е amore, cлова Пуччини, 1888), Сольфеджио (Solfeggi, 1888), Птичка (Е l'uccellino, cлова Р. Фуччини, 1898), Земля и море (Terra е mare, 1902), Песня души (Canto d'anima, 1907 - ?), Скажите ей (Ditele, 1908 - ?), Умереть (Morire, cлова Дж. Адами, 1917), Вперёд, Урания! (Avanti, Urania!, cлова Р. Фуччини);
церковная музыка-
мотет (1878), Salve del ciel regina (для сопрано и гармониума, до 1880), месса (Messa di Gloria, A-dur, 1880);
для органа-
фуги, прелюдии, и др.