Главная страница- - -композиторы - - Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард
ВАГНЕР (Wagner) Рихард (1813—83) — немецкий композитор, дирижёр, драматург, музыкальный писатель. Воспитывался в артистической семье, с ранних лет увлекался театром. В 1834—39 капельмейстер в оперных театрах Магдебурга, Кенигсберга, Риги. В 1839—42 жил в Париже, где познакомился с Г.Берлиозом, Ф. Листом и Дж.Мейербером. В 1843 дирижёр Приди, оперы в Дрездене. За участие в Дрезденском восстании 1849 объявлен государственным преступником. В период «швейцарского изгнания» (1849— 58) написаны основные литературные трактаты. В 1859—63 Вагнер совершил ряд концертных турне по Европе (Великобритания, Франция, Германия, Россия). В 1864 жил в Мюнхене, где пользовался покровительством баварского короля Людвига II. С 1865—вновь в Швейцарии, в 1872—82— в Байрейте. Здесь по его инициативе был построен Байрейтский театр, в котором в 1876 полностью поставлено «Кольцо нибелунга», в 1882 — опера «Парсифаль». Формирование мировоззрения Вагнера проходило под воздействием общественно-политических событий 1830—40-х гг. Написанные в 1840—41 оперы «Летучий голландец» и «Риенци» свидетельствуют об увлечении Вагнера романтической оперой. В операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848) романтические темы и образы (их концепция близка «Эврианте» Вебера) приобрели более обобщённо-эпическое звучание. Одновременно эти оперы стали этапом в движении Вагнера к задуманной им оперной реформе. Вагнер сам создаёт тексты своих опер, выявляет динамические и драматургические возможности лейтмотивного принципа и насыщает музыкальную ткань гибкими и сложными тематическими преобразованиями , симфонизируя оперу.
В литературных трактатах «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма», «Обращение к моим друзьям»
(1851) Вагнер сформулировал основные теоретические положения своего оперного творчества: необходимость создания универсального художественного произведения, призванного нравственно воздействовать на массовую аудиторию; признание за музыкальной драмой возможности достижения такого универсализма путём синтеза искусств (пластического, изобразительного, поэтического и музыкального) ; потребность музыкальной драмы в обобщённом, оперирующем вечными философско-эстетическими категориями сюжете, основой которого, по мнению Вагнера, мог стать только миф. Свои музыкально-сценические произведения Вагнер называл «торжественными сценическими представлениями» (Buhnenfestspiele). Новаторская музыкальная эстетика Вагнера нашла выражение в грандиозном замысле тетралогии «Кольцо нибелунга». Однако работа над ней была прервана. Став свидетелем кризиса революционного движения, Вагнер отошёл от первоначального замысла, увлекся философией А. Шопенгауэра, повлиявшей на концепцию следующей его оперы «Тристан и Изольда» (1859). Это произведение символизировало рождение позднеромантического стиля, для которого характерны повышенная экспрессия выражения, хроматизированная гармония. В «Тристане и Изольде» Вагнер пришёл к новому типу мелодики («бесконечная мелодия»), прообраз которой — в 5 стихотворениях на текст М. Везендонк (1858). Одновременно в «Тристане и Изольде» были продолжены поиски, начатые в работе над ранними операми: следуя по пути симфонизации оперы, композитор создал гигантскую, проникнутую динамикой сквозного развития «вокально-симфоническую поэму», не имеющую аналогов в истории оперы.
В опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867) Вагнер обратился к конкретно-историческому сюжету, национальному колориту, красочному показу быта, к обычаям средне-вековых ремесленников, чем вызвано обилие в ней хоровых сцен и завершенных жанровых эпизодов, использование народно-песенных элементов. В 1876 была окончательно завершена работа над «Кольцом нибелунга» — циклом из 4 опер: «Золото Рейна» (1854), «Валькирия» (1856), «Зигфрид» (1871), «Гибель богов» (1874). В разработанной им на основе скандинавского и германского эпоса мифологической концепции Вагнер стремился к воссозданию максимально обобщённой мифологизированной картины мира. В тетралогии осуществлен синтез философско-поэтического и музыкального начал, который находит выражение в чёткой и разветвленной системе лейтмотивов, последовательном развитии образов, разработанной драматургии тембров, новом вокально-симфоническом типе музыкального мышления. Последняя опера Вагнера — «Парсифаль» (1882) — произведение мистическое, религиозно-христианское по своей тематике, названа композитором «торжественной сценической мистерией».
Творчество Вагнера, одного из крупнейших оперных композиторов 19 в., оказало сильное влияние на композиторов последующего поколения — А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса, составило эпоху в музыкально-театральном искусстве. Оно оказало мощное влияние на дальнейшее развитие европейской музыки в целом.
для оркестра-
симфонии (G-dur, 1832; E-dur, 1-я ч., 1834), увертюры (B-dur с литаврами, 1830; c-moll, 1830), Концертная увертюра (d-moll, 1831), Большая концертная увертюра (C-dur, 1832), увертюра и финал к трагедии "Король Энцио" ("Konig Enzio" Раупаха, 1832), увертюра к пьесе "Христофор Колумб" Апеля (1835), увертюра Правь, Британия (Rule, Britania, 1837), увертюра Польша (Polonia, 1832-1836), увертюра Фауст (к трагедии "Фауст" Гёте, 1840, переработана 1855);
марши-
Марш присяги на верность (Huldigunssmarsch, 1864), Императорский марш (Kaisermarsch, 1871), Большой торжественный марш (к 100-летию провозглашения независимости CШA (Grober Festmarsch zur Er6ffnung,.. der Unabhangigkcits-erklarung der Vereinigten Staaten von Nordamerika, 1876), идиллия Зигфрид (1870);
для духового оркестра-
Траурный марш- У гроба Вебера (Trauermarsch - An Webers Grabe, 1844);
для ансамбля инструментов-
струнный квартет (рукопись утеряна, 1828);
для фортепиано в 2 руки-
сонаты (d-moll, неопубл., 1829; B-dur, ор. 1, 1831; A-dur, 1832; E-dur, в альбом М. Везендонк, 1853), фантазия (Fis-mo11, 1831), Листок из альбома (G-dur, 1861) и др.;
для фортепиано в 4 руки-
Полонез (D-dur, ор, 2, 1831);
для одного инструмента с сопровождением фортепиано- Листок из альбома для скрипки и фортепиано (Es-dur для Бетти Шотт, 1875); вокальные произведения с сопровождением фортепиано или оркестра- сцена и ария (1832), 7 пьес к "Фаусту" Гёте (ор. 5, 1932), кантата к Новому году (Neu-Jahrskantate, слова В. Шмале, 1835), ария вампира (к опере "Вампир" Маршнера, 1833), романс (к зингшпилю "Мария, Макс и Мишель" Блума, 1837), песня к опере ("Швейцарское семейство" Вейгля, 1837);
романсы-
Поднимайся, сладкая грусть (1837), Елка (слова Шейерлина, 1838), Два гренадера (cлова Г. Гейне, 1840), Выезд из садика (к одноим. водевилю Димануэра, 1840), 4 романса на французские тексты (1840), Трапеза апостолов (для мужского хора и оркестра, 1843), 5 стихотворений на cлова М. Везендонк (1857-58) и др.;
для хора без сопровождения-
Торжественная песня (1843), Приветствие королю (1844), У гроба Вебера (1844);
для голоса без сопровождения-
Песенка в честь г-на Крафта (Kraftliedchen, 1871), Песня рыбака (Fischerlied, около 1880); аранжировки произведений других композиторов (для 2 фортепиано)-
Девятая симфония Бетховена (1830); оперы: "Фаворитка" и "Любовный напиток" Доницетти (1840), "Царица Кипрская" и "Гитарист" Галеви (1841), триумфальный марш из оперы "Весталка" Спонтини (1844), опера "Дон Жуан" Моцарта (1850);
редакции:
оперы- "Ифигения в Авлиде" Глюка (поставлена 1847, Дрезден); "Stabat Mater" Палестрины (1848).