ГРИГ (Grieg) Эдвард (1843—1907)
— норвежский композитор, пианист, дирижёр,
музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской
консерватории (1858—62), в том числе у И. Мошелеса по
классу фортепьяно , у К. Рейнеке по композиции, в
1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в
Копенгагене. Там же познакомился с композитором
Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на
становление творческой индивидуальности Грига
Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др.
участвовал в организации межскандинавского
музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в
Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с
кругами передовой норвежской интеллигенции.
Большое значение имела дружба Грига с поэтом и
драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям
которого Григ создал ряд музыкально-сценических
сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон»,
музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере
«Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и
оркестра «Берглиот», множество романсов и песен).
В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество
(ныне Филармоническое общество). С 1874 жил
преимущественно в Бергене, с 1885 — в
Тролльхаугене. В 80— 90-е гг. достиг мировой славы
как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге
состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В
1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль
норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал
как музыкальный критик (автобиографический
очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его
значение для современности», 1906, и др.).
Творчество Грига , виднейшего
представителя норвежской композиторской школы,
впитавшее влияния немецкого романтизма,
глубоко национально. Преимущественно
миниатюрист, Григ проявил себя как мастер
фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и
камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный
стиль Грига , тонкого колориста, во многом близок
музыкальному импрессионизму. Трактуя
сонатную форму по-новому, как «картинное
чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн,
квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната
для виолончели и фортепьяно, соната для
фортепьяно), Григ драматизировал и
симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский
романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для
фортепьяно и др.). В ряде произведений
воплотились образы народных легенд и сказаний
(части из музыки к пьесе«Пер Гюнт», фортепьянные
пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»). Обрабатывал
норвежские народные мелодии. Под воздействием
норвежского фольклора сложились характерные для
Грига стилистические приёмы и особенности
гармонии и ритмики (широкое использование
лидийского и дорийского ладов, органных пунктов,
народных танцевальных ритмов и др.). Творчество
Грига составило эпоху в развитии норвежского
искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг,
Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г.
Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные
норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт
и др.
Сочинения:
для хора, солистов и оркестра-
Берглиот (Bergliot, слова Б. Бьёрнсона, ор. 42, 1871; 2-я редакция, 1885), У врат монастыря (Foran Sydens Kloster, из поэмы Бьёрнсона, ор. 20, 1870-71), Возвращение на родину (Land Kjenning, слова Бьёрнсона, ор. 31, 1872; 2-я редакция, 1881), В плену гор (Одинокий, DenBergtekne, ор. 32, 1878);
для оркестра-
симфония с-moll, (1863-64), концертная увертюра - Осенью (I Host, ор. 18, № 4, 1866; переоркестрована в 1888, имеется переложении для фортепиано в 4 руки), Пер Гюнт (1-я сюита из музыки к драме Г. Ибсена, ор. 46, 1888: Утро, Смерть Осе, Танец Анитры, В пещере горного короля; 2-я сюита, ор. 55, 1896: Похищение невесты - Жалоба Ингрид, Арабский танец, Бурный вечер на берегу, Песня Сольвейг; обе сюиты переложены для фортепиано в 2 и 4 руки), Сигурд Крестоносец (Sigurd Yorsalfar, сюита к драме Бьёрнсона, ор. 56, 1892: В королевском замке, Сон Боргхильды, Торжественный марш; переложена для фортепиано в 2 и 4 руки), Симфонические танцы на норвежские темы (ор. 64, 1898, переложены для фортепиано в 4 руки), Лирическая сюита (переложение фортепианных пьес №№ 1-4 из 5-й тетради Лирических пьес, ор. 54, 1904), Колокольный звон (Klokkeklang, переложение фортепианной пьесы, ор. 54, № 6, 1904);
для струнного оркестра-
2 элегические мелодии (на темы песен на слова О. Винье, ор. 33, ор. 34, 1883), Из времён Хольберга (Fra Holbergs Tid, переложение одноимённой сюиты для фортепиано, ор. 40, 1884- 1885), 2 мелодии (на темы собственных песен, ор. 53, 1890), 2 норвежские мелодии (на темы народных песен из сборника, ор. 17, ор. 63, 1894-95, переложены для фортепиано в 4 руки), 2 пьесы (Вечер в горах, Колыбельная, ор. 68, 1898, переложение фортепианных пьес № 4 и № 5 из 9-й тетради Лирических пьес, ор. 68);
концерты с оркестром-
для фортепиано (a-moll, ор. 16, 1868; h-moll, 1882, сохранился набросок 1-й части);
камерно-инструментальные ансамбли-
Andante con moto для скрипки, виолончели и фортепиано (1878), струнные квартеты (d-moll, 1861, не сохранился; g-moll, ор. 27, 1877-78; F-dur, без ор., 1891, неокончен), фортепианный квинтет (1836, наброски);
для фортепиано в 2 руки-
Вариации на немецкую мелодию (1854, рукопись не сохранилась), 23 маленькие пьесы (1859), 9 детских пьес (посвящены фрейлейн Л. Рейс, 1859), 3 пьесы (посвящены Терезе Берг, 1860), 4 пьесы (ор. 1, 1861-62), 6 поэтических музыкальных картинок (Poetiske Tonebilleder, ор. 3, 1863), 4 юморески (ор. 6, 1865), соната (ор, 7, 1865), Траурный марш памяти Рикарда Нурдрока (без ор., 1866; имеется переложение для военного оркестра), 25 норвежских песен и танцев (Norske Folkeviser og Dandse, на мелодии из сборника Л. М. Линдемана, ор. 17, 1870), Из народной жизни (Folkelivsbilleder, ор. 19, 1872), Баллада в форме вариаций на норвежские народные мелодии (Ballade i form at variasjoner over en norsk folkevise, op. 24, 1875), 6 норвежских горных мелодий (Sex norske field melodier, без ор., около 1875), 4 листка из альбома (ор. 28, № 1, 1864; № 2, 1874; № 3, 1876; № 4, 1878), Импровизация на норвежские народные песни (Improvisata over norske tolkeviser, op. 29, 1878), Из времён Хольберга (Fra Holbergs Tid, op. 40, 1884; переложение для струнного оркестра, 1885), транскрипции собственных песен (ор. 41, 1885 и ор. 52, 1891), 19 доныне неопубликованных норвежских народных песен в обработке для фортепиано (19 hidtil utrykte norske folkeviser sat for Piano, op. 66,1896), Слотты. 17 норвежских крестьянских танцев для скрипки соло, как они исполняются на народном инструменте "феле", запись Ю. Хальворсена, обработка для фортепиано (Slatter. 17 norske Bondedanse tor Violinsolo silk som de spilles pa Fele, op, 72, 1901-02), Настроения (Stemninger, 7 пьес, ор. 73, 1905), 3 пьесы (без ор.: В танце, Dansen gar и Танец гномов, Tusseslat, 1898; Белые облака - Hvide skyer, без ор.; 1891; опубликованы 1908), Лирические пьесы (Lyriske Stykker, 10 тетрадей, 66 пьес: I - ор. 12, 1867; II - ор. 38, 1883; III - ор. 43, 1886; IV - op. 47, 1887; V - op. 54, 1891, № 3 - Шествие гномов, Troldtog, № 4 - Ноктюрн; VI - ор. 57, 1893; VII - ор. 62, 1894-95; VIII - ор. 65, 1896, № 6 - Свадебный день в Троль-хаугене, Bryllupsdag pa Troldhaugen, IX - op. 68, 1895; X - op. 71, 1901);
для фортепиано в 4 руки-
2 симфонические пьесы (переложение 2 частей симфонии c-moll, ор. 14, 1864), Норвежские танцы (ор, 35, 1881; переложение для фортепиано в 2 руки, 1881), Вальсы каприсы (ор. 37, 1883; переложено для фортепиано в 2 руки, 1883);
для 2 фортепиано-
Старонорвежский романс с вариациями (Gammejnorsk melodic med variasjoner, op. 51, 1891, переложен для оркестра, 1904), 2-я фортепианная партия к 4 сонатам В. А. Моцарта, без ор., 1876-79);
для скрипки и фортепиано-
3 сонаты (F-dur, ор. 8, 1865; G-dur, ор. 13, 1867; c-moll, op. 45, 1886-87), Гавот (1867);
для виолончели и фортепиано-
соната (a-moll, ор. 36, 1882- 1883);
для хора а сappella-
4 песни, посвящены Студенческому хоровому обществу в Копенгагене (1863, неопубликованы), Вечернее настроение (посвящено Норвежскому студенческому хоровому обществу и его руководителю И. Д. Беренсу, слова Ю. My, 1867), Песня моряка (Норвежский моряк, слова Бьёрнсона, без ор., 1868), У гроба Вельхавена (слова Ю. My, без ор., 1873), Кантата на открытие памятника X. Хьерульфу в Кристиании (слова А. Мунка, 1874), Песнь северных борцов за свободу (слова Бьёрнсона, 1874, неопубликована), Две песни на слова У. Луфтхюса (без ор., 1881), Приветствие певцов на слова Скавланна (к празднику песни в Тронхейме, без ор., 1883), Кантата на открытие памятника X. Хольбергу в Бергене (слова Рольфсена, без ор., 1884), Песня нашего знамени (слова Бьёрнсона, 1893), Две песни (слова Й. Даля, 1896), Приветствие певцов Кристиании (слова И. Ли, без ор., 1896), Ave Maris Stella (без ор., 1898), Уле Буллю (сл, Й. С. Вельхавена, 1901);
для голоса с фортепиано-
около 150 песен, романсов и песенных циклов на слова норвежских, датских и немецких поэтов, в том числе на слова X. К. Андерсена - 15 (ор. 5, 1864; без ор., 1865: ор. 15, 1870; ор. 18, 1865-69), И. Паупьсена - 16 (op. 26, 1876; op. 58, цикл Норвегия - Norge; ор. 59, 1893-94), О. Винье - 15 (op. 33, 1873-80; без op., 1880), Б. Бьёрнсона - 10 (без ор. 1867, 1871, 1873; ор. 18, 1868; op. 21, 1870-72; ор. 39, 1869-84), Г. Ибсена - 7 (ор. 15, 1868; op. 25, 1876), X. Драхмана - 12 (цикл По скалам и фьордам - Fra Fjeld og Fjord, op. 44, 1886; op. 49, 1886-89), О. Бенцона - 10 (ор. 69, op. 70, 1900), А. Гарборга - 8 (цикл Девушка с гор - Haugtussa, ор. 67, 1896-98), Г. Гейне - 7 (ор. 2, 1861; op. 4, 1863- 64; op. 39, 1869-84; ор. 48, 1889), В. Крага - 5 (op. 60, 1894), Р. Шамиссо - 4 (ор. 2, 1861; op. 4, 1863-64), A. Мунка - 4 (ор. 9, 1863-65), К. Винтера - 4 (ор. 10, до 1862), на слова из книги для чтения Н. Рольфсена-7 детских песен (ор. 61, 1894); на слова И. В. Гёте, И. Л. Уланда, К. Рикардта, Ф. М. Боденштедта и др.;
музыка к спектаклям драматического театра-
Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalfar к драме Бьёрнсона, 5 номеров, ор. 22, 1872), Улаф Трюгвасон (3 сцены из неоконченой оперы на текст Бьёрнсона, ор. 50, 1873; 2-я редакция 1883; концертное исполнение под управлением Г., 1889, Кристиания; сценическая постановка 1908, Национальный театр, Кристиания), Пер Гюнт (музыка к поэме Г. Ибсена, ср. 23, 23 номера, 1874-75, переложена в виде 2 сюит для симфонического оркестра, а также для фортепиано в 2 и 4 руки).