Главная страница- - -композиторы - - Гендель (Handel) Георг Фридрих
ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685—1759) —немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 г. — 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений , в том числе опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706—10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д.Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710—16 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по нескольку опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определенными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа , в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала поставленная в 1728 сатирическая «Опера нищего» Дж. Гея и И.К.Пепуша ). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре — усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе—1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творчеству и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя — оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в том числе «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп ; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.
На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений , которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистичность, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской , английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом. Формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа , путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия»— один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционных планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального и концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах ; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией , чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.
пастиччо-
Муцио Сцевола (либретто П. Ролли, Гендель сочинил музыку для 3-го действия, 1721, Королевский театр), Ормизда (музыка приписывается Генделю, Конти и др., либретто А. Зено, 1730, там же), Венчеслав (с речитативами Генделя, либретто А. Зено, 1731, там же), Лючио Папирио (с речитативами Генделя, либретто А. Зено, 1732, там же), Катон (музыка из оперы Хассе, с речитативами Генделя, либретто П. Метастазио, 1732, там же), Семирамида (музыка А. Вивальди с речитативами Генделя, либретто П. Метастазио, 1733, там же), Гай Фабриций (музыка Хассе с речитативами Генделя, либретто А. Зено, 1733, там же), Арбаче (музыка из опер Хассе с речитативами Генделя, либретто по пьесе "Артаксеркс" Метастазио, 1734, там же), Орест (Музыка из других опер Генделя, с частично новой увертюрой, 1734, театр "Ковент-Гарден", Лондон), Дидон (музыка Л. Винчи с изменениями и речитативами Генделя, либретто П. Метастазио, 1737, там же), Герман фон Бальке (музыка преимущественно из опер Генделя, с новыми ариями и речитативами И. И. Дю Грейна, 1737), Александр Север (музыка из другого произведения Генделя с новой увертюрой, речитативами и ариями, либретто А. Зено, 1738, Королевский театр, Лондон), Лючио Веро (музыка из другого произведения Генделя, либретто А. Зено, 1747, там же);
балеты-
Терпсихора (пролог к 3-й редакция оперы Верный Пастух, 1734, театр "Ковент-Гарден"); оратории, оды и другие произведения для хора и голосов с оpкестром-
Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes, слова X. Г. Постеля, 1704), Воскресенье (La Resurrezione, слова К. С. Капече, 1708, Палаццо Бонелли, Рим), Триумф Времени и Правды (II Trionfo del Tempo e del Disinganno, слова кардинала Венедетто Памфили, 1708, палаццо кардинала Оттобони, Рим; 2-я редакция под назв.-II Trionfo del tempo e della verita с добавлением органного концерта с хором - Аллилуйя, 1737, Лондон; 3-я редакция, на английском языке- The triumph of time and truth, 1757, театр "Ковент-Гарден", Лондон), Ацис, Галатея и Полифем (1708, Неаполь; 2-я редакция под названием- Ацис и Галатея, либретто Дж. Гея, 1720, Кеннон; 3-я редакция под названием- English pastoral oper на английском и итальянском языке, 1732, театр "Хеймаркет", Лондон), Страсти по Броксу (Passion nach Brokes, 1716, Ганновер), Эсфирь (первоначальное название- Аман и Мордехай, либретто приписывается А. Попу и Дж. Арбутноту по одноимённой пьесе Расина, 1720, театр герцога Мендоса в Кенноне, близ Лондона; 2-я редакция с хорами из "Коронационных псалмов", 1732, гостиница "Корона и якорь"; 1732, под управлением Генделя, под названием- Oratorio anglais в театре "Хеймаркет", Лондон), Дебора (либретто С. Хемфри, 1733, Королевский театр, Лондон), Аталия (либретто С. Хемфри по Расину, 1733, театр Шелдониан, Оксфорд), Праздник Александра (Alexander's feast, либретто Дж. Драйдена с дополнениями Н. Хамильтона, 1736, театр "Ковент-Гарден", Лондон), Саул (либретто Ч. Дженненса, 1739, Королевский театр, Лондон), Израиль в Египте (Israel in Egypt, слова Г. по Библии, 1739, там же). Юпитер в Аргосе (Jupiter in Argos, текст по пьесе А. М. Луччини, 1739, там же), Ода ко дню свыше Сесилии (Ode for St. Cecilia's day, на слова одноим. оды Дж. Драйдена, 1739, театр "Линкольне Инн Филдс", Лондон), Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный (L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato, I-II чч., либретто Дж. Мильтона, III ч.- E. Дженненса, 1740, там же), Мессия (либретто Е. Дженненса по библейскому тексту, 1740, 1742, Мюзик-Холл, Дублин; 1743, театр "Ковент-Гарден", Лондон), Самсон (либретто Н. Хамильтона по поэме Дж. Мильтона "Samson Agonistes", 1741, 1743, театр "Ковент-Гарден", Лондон), Семела (The story of Semele, либретто У. Конгрива, 1744, там же), Иосиф и его братья (Joseph and bis brethren по поэме Дж. Миллера, 1744, там же), Балтасар (либретто Ч. Дженненса, 1745, Королевский театр, Лондон), Геракл (либретто Т. Броутона, 1745, там же). Оратория на случай (Occaslonal Oratorio, либретто Т. Морелла по "Псалмам" Мильтона, Спенсера и др., 1746, театр "Ковент-Гарден", Лондон), Иуда Маккавей (либретто Т. Морелла, 1747, там же), Александр Балус (либретто Т. Морелла, 1748, там же), Иисус Навин (либретто Т. Моррела, 1748, там же), Сусанна (1749, там же), Соломон (слова приписывают Т. Моррелю, 1749, там же), Теодора (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750, там же), Выбор Геркулеса (The choice of Hercules, либретто У. Денкомба, 1751, там же), Иевфай (либретто Т. Моррела, 1752, там же);
концерты для оpкестра -
g-moll (около 1703); D-dur (около 1710-1715); F-dur (около 1715); C-dur (1736); B-dur , F-dur, (около 1740), 6 кончерти гросси (ор. 3, опубликованы1734), 12 кончерти гросси (op. 6. 1739), двойные концерты (два - F-dur, один - B-dur, около 1740-50);
сюиты-
Музыка на воде (Water music, около1715-17), Музыка в лесу (Forest music, около 1742), Музыка фейерверка (Fireworks music, 1749, Гринпарк);
концерты для инструмента с оркестром-
в том числе 20 концертов для органа (ор. 4, 1735-36; ор. 5, около 1739; op. 7, 1740-45), для 2 органов (1735), 3 для гобоя (1710, два - 1741), для валторны (1740);
для ансамбля инструментов -
6 трио-сонат для 2 гобоев и клавикордов (1696), 2 трио-сонаты для гобоя, фагота, баса или клавесина (1703), соната для скрипки, виолы да гамба и клавесина (около 1705), 3 сонаты для флейты и баса (около 1710), 15 сонат для флейты, гобоя или скрипки с генерал-басом для клавикорда или баса (ор. 1, около 1722), 9 трио-сонат для 2 скрипки или 2 флейты или 2 гобоев с генерал-басом для клавикорда или виолончели (ор. 2, около 1722), 7 трио-сонат для 2 скрипок или 2 флейты с генерал-басом для клавикорда или виолончели (ор. 5, 1738, опубликованы 1739), концерт для 2 скрипок, клавесина и виолончели (около 1725), концерт для флейты, скрипки, клавесина и виолончели (около 1725), 72 менуэта и марша для различных составов (1720, 1727, 1729);
для фортепиано в 2 руки-
29 пьес в 3 сборниках (1732), 76 пьес для клавесина с двумя клавиатурами (1706-50), 6 лёгких фуг для органа или клавесина (до 1706), 8 фуг (Voluntarys для органа или клавесина, ор. 3, 1720, 2-я редакция, 1735);
для фортепиано в 4 руки -
2 фуги;
для 2 фортепиано-
сюита для 2 клавесинов (около 1710-20);
для одного инструмента с сопровождением фортепиано-
соната для виолы да гамба и клавесина (около 1705);
для голоса в сопровождении фортепиано или с другим инструментом-
72 итальянские кантаты для 1-3 голосов с генерал-басом, 28 итал. кантат для голоса или нескольких голосов, 7 французских песен (1708), 24 английские песни (опубликованы 1731), 22 итальянских дуэта с генерал-басом (1707-12, 1741-45), 2 итальянских трио с генерал-басом (около 1708), 3 немецкие песни (около 1696-98), 3 английские кантаты для сопрано и скрипки или виолончели с генерал-басом (около1720- 30), псалмы-антемы (11 Чендосских, 1717-20; 4 коронационных для Георга II, 1727; свадебные - 1734 и 1736; похоронные - 1743; Деттингемские - 1743; для Приюта беспризорных детей - 1749), 5 Те Деум (1713, 1714, 1719, 1720-27, 1743);
для хора без сопровождения-
Гимн добровольцев (A song for the gentlemen volunteers of the city of London, 1745), Песнь победы над мятежниками (From scourging rebeilion: A song of the victory..., 1746);
музыка к драматическим спектаклям-
"Алхимик" ("The alchemist", пьеса Бен-Джонсона, 1732), "Альцеста" (Т. Смоллетта, 1750).