Главная страница- - -композиторы - - Глиэр Рейнгольд Морицевич
ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75—1956)— советский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР - (1938). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. И. Танеева. С 1908 выступал как дирижёр. В 1920—22 заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образования, сотрудник Музыкального отдела Нарком-проса РСФСР. В 1938 председатель Московского союза композиторов , в 1939—48 — Оргкомитета союза композиторов СССР. В 1900—07, 1909—13 преподавал теоретические дисциплины в музыкальной школе Гнесиных . В 1902—03 давал частные уроки Н. Я. Мясковскому и С. С. Прокофьеву. С 1913 профессор по классу композиции (с 1914 директор) Киевской, в 1920—41 — Московской консерваторий . В 1924—30 председатель Всеросийского общества драматургов и композиторов. Среди учеников: Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, Б. А. Александров, А. Г. Новиков, Н. П. Раков.
Глиэр — продолжатель традиций русской музыкальной классики. Автор первого совецкого репертуарного балета на современную революционную тему «Красный мак» (позднее «Красный цветок»), поставленного во многих театрах балета «Медный всадник». В симфонических произведениях Глиэр продолжил линию эпического симфонизма. Наиболее популярны его концерты для арфы с оркестром (1938) и колоратурного сопрано с оркестром (1943). Автор произведений для различных инструментов. Оперы Глиэра сыграли большую роль в развитии музыкальных культур Азербайджана и Узбекистана. Глиэру принадлежат статьи, некоторые из которых изданы в книге : «Р.М.Глиэр. Статьи и воспоминания» (М., 1975).
музыкальная драма-
Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Глиэром, поставлена 1936, Ташкент);
балеты-
Хризис (1912, Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Музыкальная студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 - Красный цветок, поставлен 1927, Большой театр, Москва; 2-я редакция, поставлен 1949, Ленинградский театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я редакция под названием Дочь Кастилии, 1955, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленинградский театр оперы и балета; Государственная премия СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52); кантата Слава Советской Армии (1953);
для оркестра-
3 симфонии (1899-1900; 2-я - 1907; 3-я-Илья Муромец, 1909-11), симфонические поэмы- Сирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41), увертюры-Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45), симфоническая картина Запорожцы (1921);
концерты с оркестром-
для арфы (1938), для голоса (1943; Государственная премия СССР, 1946), для виолончели (1947), для валторны (1951);
для духового оркестра-
На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943);
для оркестра народных инструментов-
Симфония-фантазия (1943);
камерно-инструментальные произведения-
3 секстета (1898, 1904, 1905 - Глинкинская премия, 1905), 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 - № 4, Государственная премия СССР, 1948) ;
для фортепиано-
150 пьес, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетради, 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.;
для скрипки-
в том числе 12 дуэтов для 2 скрипки (1909);
для виолончели-
свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910);
романсы и песни-
около 150;
музыка к драматическим спектаклям и фильмам.