Главная страница- - -композиторы - - Кюи Цезарь Антонович
КЮИ Цезарь Антонович (1835—1918) — русский композитор, музыкальный критик, инженер-генерал, специалист в области фортификации. С 1857 преподаватель, с 1878 адъюнкт-профессор, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор Военно-инженерной академии в Петербурге. Некоторое время занимался композицией у С. Монюшко. В 1864—1900 выступал как музыкальный критик: постоянный сотрудник газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (до 1877), редактор журнала «Музыкальное обозрение» (1885—88), участвовал в работе музыкального отдела журнала «Артист» (1889—95), печатался во многих периодических изданиях, в том числе в газете «Голос», «Гражданин», «Новости и Биржевая газета». В 1896—1904 один из директоров Петербургского отделения РМО. В формировании Кюи - музыканта решающая роль принадлежала М. А. Балакиреву, А. С. Даргомыжскому, В. В. Стасову. Кюи был членом «Могучей кучки», выразителем её взглядов. Своей критической деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию исторического значения творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, пропаганде творческих начинаний А.П.Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Однако ему была присуща некоторая ограниченность суждений, проявившаяся в отрицании музыкальной классики 18 века , творчества Р. Вагнера, Дж. Верди и др., непонимании творчества П. И. Чайковского, а также ряда произведений Мусоргского и Бородина.
В композиторском наследии Кюи выделяются романсы («Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» на слова А. С. Пушкина и др.). Автор 14 опер, музыки для детей (оперы, несколько циклов песен) . Завершил незаконченные авторами оперы «Каменный гость» Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
для голоса с оркестром-
Два призрака (слова Ришпена, 1890), Будрыс и его сыновья (слова А. Мицкевича, в переводе Пушкина, 1916), 6 песен западных славян (слова Пушкина, 1916);
для голоса с фортепиано-
более 300 романсов, в том числе 7 стихотворений Пушкина и Лермонтова (1886), 20 поэм Ришпена (1890), 4 сонета Мицкевича (1892), 25 стихотворений Пушкина (1899), 21 стихотворение Некрасова (1902), В дни войны (1904), 5 басен Крылова (1913);
камерно-инструментальные ансамбли-
3 квартета (1890, 1905, 1913),Концертная сюита для скрипки и фортепиано (1884) и др.