Главная страница- - -композиторы - - Сметана (Smetana) Бриджих
СМЕТАНА (Smetana) Бедржих (1824-84) — чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился игре на скрипке у своего отца — любителя музыки, затем игре на фортепьяно у Я. Хмелика и др., композиции — у И. Прокша. С 1856 жил в Гётеборге (Швеция), в 1861 вернулся в Прагу. Творчество и общественная деятельность композитора, работавшего в условиях реакционного правления австрийской империи Габсбургов, способствовали расцвету не только музыкальной, но и всей художественной культуры Чехии. С 1830 с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом. С 1853 выступал как симфонический дирижёр (после возвращения в Прагу организовал абонементные концерты, на которых дирижировал также произведениями русских композиторов). В 1866 — 1874 главный дирижёр «Временного театра». Возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты). Музыкально-критические статьи Сметаны содействовали пробуждению интереса общественности к чешскому и славянскому музыкальному искусству. Преподавал, в т. ч. в 1848—56 в открытой им собственной музыкальной школе (Прага). После внезапной потери слуха в 1874 прекратил исполнительскую деятельность, но продолжал творческую работу.
Творчество Сметаны отличается яркой национальной самобытностью. Вершинами его композиторского наследия являются оперные и программные симфонические сочинения, Основоположник чешской оперы, Сметана разработал её жанры — героико-патриотический («Бранденбуржцы в Чехии», посвятил изгнанию немцев в 13 в.; музыка пронизана песенно-маршевыми интонациями), лирико-комический («Проданная невеста», в музыке использованы ритмы и интонации чешских народных песен и танцев), трагический («Далибор»), эпический («Либуше», воспевает мудрость и силу чешского народа). Симфонический цикл «Моя родина» утвердил классические традиции чешской симфонической музыки (продолжены и развиты А. Дворжаком) — демократизм, национальная самобытность, патриотизм. В работе над циклом Сметана, опираясь на традиции романтического программного симфонизма (главным образом Ф. Листа), использовал исторический материал, народные легенды и мелодии. Многие камерно-инструментальные произведения носят трагический характер, окрашены личными переживаниями (смерть близких, собственная болезнь и потеря слуха). Народно-песенными интонациями проникнуты вокальные произведения , ритмами народных танцев — многие фортепьянные пьесы. Исполнением цикла «Моя родина» ежегодно открывается музыкальный фестиваль «Пражская весна». В 1910— 1927 издавался прогрессивный музыкальный журнал «Smetana» . С 1931 существует Обществово Б. Сметаны. Имя Сметаны присвоено 2-й сцене Национального театра и крупнейшему концертному залу в Праге. Работают 3 музея имени Сметаны в ЧССР, один — в Гётеборге. С 1940 издается полное собрание сочинений.
для оркестра-
Триумфальная симфонии (Triumfalni symfonie E-dur, 1854), симфонические поэмы - Ричард III (1858), Лагерь Валленштейна (Valdstynuv tabor, 1859), Гакон Ярл (1861), Моя родина (Ма vlast, цикл из 6 симфонических поэм: Вышеград - Vysеhrad, 1874; Влтава - Vltava, 1874; Шарка - Sarka, 1875; В чешских лугах и лесах - Z cеskуch luhu a haju, 1875; Табор - Tabor, 1878; Бланик - Blanik, 1879), 2 Торжественные увертюры (Slavnosti ouvertury, 1848, 1868), марши - Студенческого легиона (Pochod studentske legie, 1848), Национальной гвардии (Pochod narodni gardy, 1848), к Шекспировскому празднеству (Pochod k slavnosti Shakespearove, 1864), полькa (1848), Пражский карнавал (Prazsky karnеval, 1883), Интродукция и полонез (1883), Венкованка (оркестровая редакция фортепьянной польки, 1870), музыка для струнного оркестра, арфы и гармониума к живым картинам - Рыбак (Ryber, по Гёте, 1869) и Суд Либуше (Libusin soud, 1869);
камерно-инструментальные ансамбли-
для cкpипки и фортепьно- фантазия (1843), 2 дуэта В родном краю (Z domovi-ny, 1878), фортепьно трио (1855), 2 струнного квартета (1-й, Из моей жизни-Z meho zivota, 1876; 2-й-1883);
хоры (мужские, с фортепьно) -
Чешская песня (Сeska pisen, слова Я. Гвезды, 1860; 2-я редакция для смшанного хора с фортепьно, 1868; 3-я редакция с оркестром, 1878), Три всадника (Tri jezdci, cлова Ю. В. Яна, 1862), Отщепенец (Odrodilec, cлова А. Мeтлинского, двойной мужской хор - 1863; 2-я редакция, мужской хор - 1864), Земледельческая песня (Rolnicka, cлова В. Трнобранского, 1868), Торжественный хор (Slavnosti sbor, cлова Э. Цюнгеля, 1870), Песнь на море (Pisen na mori, cлова В. Галопа, 1877), 3 трёхголосных женских хора - Прилетели ласточки (Priletely vlastovicky), Солнце село за гору (Zapad slunce, оба на cлова И. Сладека) и Моя звезда (Ма hvezda. cлова К. Пешки, 1878), мужские хоры на cлова И. Срб-Дeбрнова - Приданое (Veno, 1880), Молитва (Modlitba, 1880); 2 лозунга (Dve hesla, для "Глагола пражского", 1882), Наша песня (Nase pisen, 1883), 2 церковных хора - с органом a cappella;
для голоса с фортепьно-
Песня свободы (Рisen svornosti, cлова Я. Koллapa, 1848), Вечерние песни (Veсerni pisne, cлова В. Галека, 1879);
для фортепьно-
Бравурный галоп (1840), кадриль (1841), польки, в том числе Из студенческой жизни (Zе studentskeho zivota, 1842) и Воспоминание о Пльзени (Vzроmkа nа Plzen, 1843); Багатели и экспромты (8 пьес, 1844), 8 прелюдий (1845), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848), соната (1849), Свадебные сцены (Svatebni scdny, 1849), Листки воспоминаний (Listky do pamatniku, 1851), польки - 3 салонные (Tri polky salonni, 1855), 3 поэтические (Poeticke, 1855), Видение на балу (Videni nа plese, 1858), Беттина полька (Bettina polka, 1859), Воспоминание о Чехии в форме полек (Bzpominky nа Cechy ve forme polek, 1859), 4 концертных этюда (1862), концертная фантазия на темы чешских песен (1862), Мечты (Sny, 1875), Чешские танцы (Ceske tance, тетрадь I - 1877, тетрадь II - 1879);
для фортепьно в 4 руки-
2 увертюры (1842),
для 2 фортепьно (в 8 рук) -
соната (1850);
прелюдии для органа (1846);
музыка к спектаклям драматического театра -
2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам М. Копецкого "Доктор Фауст" (1862) и "Ольдржих и Божена" (1863), Фанфары к трагедии У. Шекспира Ричард III (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1867).