Главная страница- - -композиторы - - Кабалевский Дмитрий Борисович
КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904—87)—советский композитор, педагог, обществ, деятель. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1974). Доктор искусствоведения (1965). Действительный член Академии педагогических наук СССР (1971). Ученик Н. Я. Мясковского (композиция) и А. Б. Гольденвейзера (фортепьяно). С 1952 секретарь правления Союза Композиторов СССР, с 1962 возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. Основатель (1983) и главный редактор журнала «Музыка в школе». В 1932—80 преподавал в Московской консерватории (с 1939 профессор). Среди учеников: М. П. Зив, А. И. Пирумов. В основе большинства произведения Кабалевского — социально значимая тематика. Музыке Кабалевского, связанной с гуманистическими традициями русской и мировой музыкальной культуры, свойственны оптимизм, пафос жизнеутверждения. Кабалевский внёс ценный вклад в область музыки для детей и юношества (тема юности — одна из центральных в его творчестве). Почётный профессор консерватории в Мехико (1959). Член Совета директоров (1961), Почётный презер Международного общества музыкального воспитания (1972). Член-корреспондент Академии искусств в ГДР (1970).
балет-
Золотые колосья (1940, не окончен);
оперетта-
Весна поёт (1957, Московский театр оперетты);
для симфонического оркестра и хора-
Поэма борьбы (1930), Родина великая (кантата, слова разных поэтов, 1942), Народные мстители (сюита, 1942), Песня утра, весны и мира (кантата, 1958), Ленинцы (кантата, 1959), Реквием (посвящён "Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом", слова Р. И. Рождественского, 1962), О родной земле (кантата, 1965);
для оркестра-
4 симфонии (cis-moll - 1932, c-moll - 1934, b-moll - Реквием памяти Ленина для оркестра и хора - 1933, c-moll - 1956);
сюиты-
из оперы Копа Брюньон (1941), Комедианты (из музыки к пьесе "Изобретатель и комедиант" Даниэля, 1946), Ромео и Джульетта (музыкальные зарисовки, 1956);
симфоническая поэма Весна (1960), Патетическая увертюра (1960);
для фортепиано с оркестра-
3 концерта (1929, 1936, 1952), рапсодия на тему песни "Школьные годы" (1964), концерт для скрипки с оркестром (1948);
для виолончели с оркестром-
2 концерта (1949, 1964);
камерно-инструментальные произведения-
2 струнных квартета (1928, 1945);
для фортепиано (всего около 150)-
в том числе 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.;
для скрипки и фортепиано-
Импровизация (из музыки к фильму "Петербургская ночь"), рондо (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скрипки и фортепиано (1965);
для виолончели и фортепиано-
соната;
для голоса с фортепиано-
10 сонетов Шекспира (1955, перевод С. Я. Маршака), романсы на слова Р. Гамзатова и др.;
песни-
7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (слова С. Я. Маршака), Наш край (слова А. Пришельца), Пионерское звено (слова О. И. Высоцкой), Про вожатую (слова О. И. Высоцкой), Школьные годы (слова Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (слова В. И. Викторова), Часовые стоят (слова В. Шляхова), Не только мальчишки (слова В. И. Викторова), Счастье (слова О. И. Высоцкой), Артековский вальс (слова В. И. Викторова) и др.;
музыка к драматичeским спектаклям (15)-
"Земля и небо" 6р. Тур (1932, МХАТ 2-й), "Мстислав удалой" Прута (1932, Центральный театр Красной Армии, Москва), "Шутники" Островского (1933, там же), "Гибель эскадры" Корнейчука (1934, там же), "Дорога цветов" Катаева (1934, Театр им. Вахтангова), "Слава" Гусева (1936, Центральный театр Красной Армии),"Весёлый портняжка" (1935, Центральный кукольный театр), "Мера за меру" Шекспира (1940, Театр им. Вахтангова), "Чёртов мост" А. Толстого (1939, Московский театр Сатиры), "Школа злословия" Шеридана (1939, МХАТ), "Мадам Бовари" (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр), "Севильский цирюльник" Бомарше (1940, Московский театр им. Ленсовета), "Домби и сын" (по Диккенсу, 1949, МХАТ), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1956, Театр им. Вахтангова);
музыка для кино-
"Петербургская ночь" (1933), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1938), "Антон Иванович сердится" (1941), "Первоклассница" (1946, совместно с М. П. Зивом), "Сестры" (1957), "Восемнадцатый год" (1958), "Хмурое утро" (1959) и др.;
музыка к радиопостановкам.