Главная страница- - -композиторы - - Монюшко (Moniuszko) Станислав
МОНЮШКО (Momuszko) Станислав (1819—-72) — польский композитор. дирижёр. Учился в Варшаве у А. Фрейера (фортепьяно , орган), затем в Минске у Д. Стефановича (композиция) и в Берлине у К. Ф. Рунгенхагена. С 1840 работал в Вильнюсе церковным органистом, театральным дирижёром, давал уроки фортепьяно и теории музыки (в т. ч. Ц. А. Кюи). С 1858 главный дирижёр «Театра Бельки» в Варшаве: с 1 864 преподавал в Музыкальном институте, среди учеников — З. Носковский. Монюшко неоднократно дирижировал своими сочинениями в Петербурге, поддерживал дружеские связи с русскими музыкантами (посвятил А. С. Даргомыжскому фантастическую увертюру «Сказка», 1848). В 1856 А. Н. Серов в рецензии на авторский концерт Монюшко в Петербурге отметил мелодичность свежесть, прозрачную оркестровку и оригинальность музыки . Монюшко — крупнейший польский композитор середины 19 века , создатель национальной оперы (свыше 15), первых национальных произведений в области симфонической музыки, один из основоположников национального камерно - вокального жанра. Произведениям Монюшко свойственны яркая мелодичность, лиризм, опора на национальный песенный и танцевальный фольклор, доступность музыкального языка, а в музыкально - сценических произведениях — мастерство в создании индивидуальных характеристик (особенно комических), в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен. Глубоко усвоив народно-песенную культуру, Монюшко создавал оригинальные мелодии, многие из которых стали считаться народными. Главные черты композиторского мышления Монюшко ярко воплощены в опере «Галька», отражающей социальные конфликты и отличающейся демократической направленностью. Патриотические и демократические взгляды нашли выражение также в 12 «домашних песенниках», опере «Страшный двор» («Зачарованный замок»), запрещенной царскими властями после нескольких спектаклей в 1865, опере «Пария» (1869) и др. Монюшко был знаком с Б. Сметаной, поставившим «Гальку» в Праге ( 1868), Ф. Листом, издавшим полонезы Монюшко, и др.
оперетты -
Лотерея (Loteria, 1843, Минск; 1846, Варшава), Рекрутский набор (Роbor rekrutow, 1842), Борьба музыкантов (Walka muzykow, 1840-е годы), Явнута, или Цыгане (1-я редакция под названием Цыгане - Cyganie, 1850, поставлена 1852, Вильнюс; 2-я редакция под названием Явнута, 1860, Варшава), Беата (мелодрама, 1872, Варшава);
балеты-
Монте Кристо (1866), На постое (Na kwaterunku, 1868), Проделки сатаны (Figle szatana, 1870): балетная музыка к операм О. Николаи Виндзорские проказницы и Д. Обера Бронзовый конь; для оркестра-
увертюры
Сказка (Зимняя сказка; Bajka, Conte d'hiver, 1848), Каин, или Смерть Авеля (1856), Военная увертюра, или Возлюбленная гетмана (Uwertura wojenna albo Kochanka hetmanska, 1857), Концертный полонез (Polonez koncertowy);
для голосов с оркестром-
кантаты Мильда (1848), Ниола (1852), Крумине (не окончена, 1852) - на cлова Ю. Крашевского, Мадонна (1856), Призраки (Widma, 1865), Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1868), Пани Твардовская (1869), 6 месс (в том числе Петровинская), 4 Остробрамские литании (Litanie ostrobramskie, 1843-55);
камерно-инструментальные ансамбли-
2 струнных квартета (до 1840);
для фортепиано (около 50 пьес) -
Безделушки (Fraszki, 2 тетради пьес, 1843), 6 полонезов, вальсы, мазурки;
для органа-
Песни нашего костела (Piesni naszego kosciola), хоры, воколо ансамбли;
для голоса с фортепиано-
свыше 400 песен;
музыка к спектаклям драматического театра-
к водевилям: А. Фредро "Ночлег в Апеннинах" (1839), "Новый Дон Кихот, или Сто безумств" (1842, поставлен 1923), к поставлен "Гамлета" и "Венецианского купца" Шекспира, "Разбойников" Шиллера, "Карпатских горцев" Коженевского, "Лилли Венеды" Ю.Словацкого.