Главная страница- - -композиторы - - Дворжак (Dvorjak) Антонин
ДВОРЖАК Антонин (1841—1904) — чешский композитор, дирижёр, педагог. Член Чешской академии наук и искусств (1890). Ученик И. Фёрстера (орган) и др. Играл на альте в капелле К. Комзака и в оркестре Временного театра (1862—73), в 1873—77 церковный органист в Праге. Выступал как дирижёр с исполнением собственных произведений, в том числе в Великобритании (1884—96), России (1890), где встречался со многими русскими деятелями культуры. Переписывался с П. И. Чайковским (в 1888 состоялась встреча с ним в Праге). Был дружен с И. Брамсом. С 1891 профессор композиции в Пражской консерватории (с 1901 её руководитель). Среди учеников: И. Сук, О. Недбал, В. Новак. В 1892—95 работал в США, где выступал с авторскими концертами. Был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке, в которой перестроил систему музыкального обучения. Отразил американские впечатления в симфонии «Из Нового Света» и других произведениях , в которых, сохранив своеобразие индивидуального стиля, воссоздал характер и некоторые особенности негритянского и индейского музыкального фольклора. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Дворжак вслед за Б. Сметаной развивал национальные традиции и утвердил мировое значение чешской музыки. Произведения Дворжака отличаются мелодичностью богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки, стройностью формы. Дворжак широко использовал жанровые и ритмоинтонационные особенности чешского и моравского музыкального фольклора. Черты национальной самобытности проявились в комической опере «Король и угольщик», патриотическом гимне «Наследники Белой Горы» для хора и оркестра и вокальных «Моравских дуэтах»; особенно ярко национальный характер ощутим в «Славянских танцах» (первоначально для фортепиано в 4 руки, позже для оркестра , и других инструментов ) и «Славянских рапсодиях». Ряд произведений Дворжака посвящены историческому прошлому Чехии и национально-освободительным устремлениям народа ; среди них — оратория «Святая Людмила», «Гуситская увертюра», музыка к спектаклям драматического театра, в том числе к пьесе «Йозеф Каетан Тыл». Оперы Дворжака наряду с операми Б. Сметаны составляют основу национального музыкально-театрального репертуара. Наиболее ценным вкладом в мировую музыкальную культуру являются симфонии Дворжака заложившие фундамент национального симфонизма, концерт для виолончели с оркестром и камерно-инструментальные сочинения (трио «Думки»). Многие сочинения Дворжака привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, мягким юмором, отражают картины чешской природы и быта. Своеобразный мир чешских сказок и легенд раскрывается в симфонических поэмах «Водяной», «Полуденница» и др. В Праге работают Дворжаковское общество и музей его имени (с 1932). В Нелагозевесе в доме, где родился Дворжак, также открыт музей. Имя Дворжака носит один из пражских квартетов.
для солистов хора и оркестра-
Оратория Святая Людмила (cлова Я. Врхлицкого, ор, 71, 1885-86), кантаты - Гимн (Наследники Белой Горы-Dedicove Вile Ногу, cлова В. Галека, ор. 30, 1872; 2-я редакция, 1880; 3-я редакция, 1885), Свадебные рубашки (Svatebni kosile, известно также под названием баллада Невеста призрака, cлова К. Я. Эрбена, ор. 69, 1884) и Гимн чешских крестьян (Hymn ceskeho rolnictva, ор. 28, 1885), Американский флаг (The American flag, cлова Дж. P. Дрейка, ор. 102, 1892-93), Торжественная песнь (Slavnostni spev, слова Я. Врхлицкого, ор. 113, 1900);
для оркестра-
симфонии (1-я, Злоницкие колокола-Zlonicke zvony, c-moll, ор. 3, 1865; 2-я, B-dur, ор. 4, 1865; 3-я, Es-dur, ор. 10, 1873; 4-я, d-moll, ор. 13, 1874; 5-я, F-dur, ор. 76, № 3, первоначально ор. 24, 1875; 6-я, D-dur, ор. 60, № 1, 1880; 7-я, d-moll, ор. 70, № 2, 1884-85; 8-я, G-dur, ор. 88, № 4, 1889; 9-я. Из Нового света-Z Noveho sveta, e-moll, op. 95, № 5, 1893),симфонические поэмы-Водяной (Vodnik, по балладам К. Я. Эрбена, ор, 107, 1896), Полуденница (Polednice, ор. 108, 1896), Золотая пpялкa(Zlaty kolovrat, ор. 109, 1896), Голубок (Holoubek, op. 110, 1896) и Богатырская песнь (Pisen bohatyrska, op. 1l1, 1897),увертюры - Трагическая (op. 1, также Драматическая, первоначально- к опере Альфред, 1870), к опере Ванда (ор. 25, 1879), Родина моя (Domov mu), ор. 62, 1882), Гуситская (Husitska, ор. 67, 1883), 3 концертных увертюры (цикл под общим названием: Природа, Жизнь и Любовь - Priroda, Zivot a Laska), Среди природы (V prirode, op. 91, 1891), Карнавал (Karneval, op. 92, 1891), Отелло (ор. 93, 1892), 2 сюиты (Чешская d-dur, ор. 39, 1879, A-dur, op. 98, 1894, первоначально- для фортепиано, оркестрована 1895), 3 Славянские рапсодии (ор. 45-D-dur, g-moll и As-dur, 1878), Славянские танцы (Slovanske tance, 1-й цикл, №№ 1-8, ор. 46, 1878, 2-й цикл, №№ 9-16, ор. 72, 1886-87; первонач. для фортепиано в 4 руки), Пражские вальсы (Prazske valciky, без ор., 1879), Полонез (Es-dur, 1879);
для струнного оркестра-
ноктюрн (H-dur, ор, 40, 1872), 2 серенады (E-dur, ор. 22, 1875; d-moll, ор. 44, 1878), симфонические вариации (ор. 78, 1877);
концерты с оркестром-
для фортепиано (g-moll, ор. 33, 1876), для скрипки (a-moll, op. 53, 1879), 2 для виолончели (A-dur, без ор. и даты, h-moll, ор. 104, 1894-95);
камернo-инструментальные ансамбли-
фортепианное трио (2 неиздано, 1871-72; B-dur, op. 21, 1875; g-moll, op. 26, 1876; f-moll, op. 65, 1883; Думки, ор. 90, 1891), струнные трио (в том числе миниатюры), струнные квартеты (A-dur, ор. 2, 1862; B-dur, без ор., 1869; D-dur, op. 9, 1870; e-moll, op. 10, 1870; f-moll, 1873; a-moll, op, 12, 1873; не издано a-moll, ор. 16, 1874; E-dur, op. 80, первоначально-op. 27,1876: d-moll, op. 34, 1877; Es-dur, ор. 51, 1879; C-dur, op. 61, 1881; F-dur, op. 96, Американский, 1892; G-dur, op. 106, 1895; As-dur, op. 105, 1895); 2 фортепианных квинтета (A-dur, op. a, 1872; A-dur, op. 81, 1887), 2 струнных квинтета (с контрабасом G-dur, ор. 77, первоначально- ор. 18, 1875; Es-dur, ор. 97, 1893), струнный секстет (A-dur, ор. 48, 1878);
для фортепиано в 2 руки-
2 менуэта (ор. 28, 1876), Думка (ор. 35, 1876; тема с вариациями, ор. 36, 1876), Шотландские танцы (Skotske tance,ор. 41,1877), 2 фурианта (ор. 42, 1878), Силуэты (12 пьес, ор. 8, 1879), 8 вальсов (ор. 54, 1879-80), 4 эклоги (1880), 6 мазурок (ор. 56, 1880), экспромт (d-moll, 1883), Думка и фуриант (ор. 12, 1884), Юмореска (Fis-dur, 1884), Две жемчужинки (Dve perlicki, 1887), Поэтические настроения (Poeticke nalady, 13 пьес, op. 85, 1889), сюита (A-dur, op. 98, 1894), 8 юморесок (ор. 101, 1894), Колыбельная и каприччио (Ukolebavka a cappriccio, 1894);
для фортепиано в 4 руки-
Легенды (№№ 1-10, op. 59, 1880-1881, позднее оркестрованы), Из Шумавы (Ze Sumavy, 6 пьес, ор. 68, 1884, также для виолончели с оркестром, 1893);
для скрипки и фортепиано-
сонаты (a-moll, 1873, не издана, утеряна; F-dur, ор. 57, 1880), Романс (ор. 11, 1877, также с оркестром), Ноктюрн (H-dur, ор. 40, 1883, также с оркестром), Каприччио (1878), Мазурка (ор. 49, 1879, также с оркестром), Баллада (ор. 15/1, 1884), Романтические пьесы (Romanticke kusy, ор. 75, 1887), сонатина (G-dur, op. 100, 1893);
для виолончели и фортепиано-
соната (f-moll, 1871; не издана и утеряна), Полонез (A-dur, 1879), Рондо (g-moll, ор. 94, также с оркестром, 1891), Лесная тишь (Klid, ор. 68, № 5, первоначально часть четырёхручного цикла из Шумавы, позднее также с оркестром, 1891);
для хора с оркестром (церковные сочинения) -
Stabat Mater (ор. 58, 1876-77), Реквием (ор. 89, 1890), Mecca D-dur (op. 86, 1887; оркестровый вариант, 1892), Псалом 149 (ор. 79, 1879, для мужского хора; вариант для смешанного хора - 1887); Те Deum (ор. 103, 1892);
хоры с фортепиано-
3 песни из Букета народных словацких песен (Z Kytice narodnich pisni slovanskych, для мужского хора и фортепиано в 4 руки, ор. 43, 1877-78);
хоры a cappella-
4 песни для смешанного хора (слова А. Гейдука и моравских наравских песен, ор. 29, 1876), 3 хоровые песни для мужских голосов (тексты народные и А. Гейдука, 1877), Букет из чешских народных песен (Kytice z ceskych narodnich pisnl, народные тексты, ор. 41, 1877), 5 хоров (на тексты литовских народных песен, для мужских голосов, ор. 27, 1878), 4 моравских дуэта для женского хора, 1880 (не издано), 5 песен из цикла Среди природы (для смешанных хоров, слова В. Галека, ор, 63, 1882);
для голоса и органа-
Ave Maria (ор. 19 в, 1877), Гимн святой троице (1878), О sanctissima, Ave Maria et Ave Maris stella (для альта и баритона, ор, 19 В, 1879);
для голоса с фортепиано-
Кипарисы (Сурrise, 18 песен на слова Г. Пфлегера-Моравского, 1865, не издано; некоторые песни в новой редакция использованы в циклах Четыре песни, ор. 2, 1882, и Песни любви - Pisne milostne, 8 песен, ор. 83, 1888), 2 песни для баритона (слова А. Гейдука, 1865, не изданы), Сиротка (Sirotek, баллады на слова Эрбена; ор. 5, 1871), 4 песни на слова из сербской народной поэзии (ор. 6, 1872), 6 песен на тексты Краловедворской рукописи (ор. 7, 1872), 12 Вечерних песен (Vecerni pisne, на слова В. Гапека, 1876), 3 новогреческие поэмы (пер. В. В. Небеского, ор. 50, 1878), Цыганские мелодии (Ciganske melodic, 7 песен, слова А. Гейдука, ор, 55, 1880), 2 и 4 песни на чешские народные тексты (1885), 4 песни В народном духе (V narodnim tonu, на тексты чешских народных песен, ор. 73, 1886), Библейские песни (Bibliske pisne, 10 песен на тексты из Кралицкой Библии, ор, 99, 1894), Колыбельная (Ukolebavka, слова Ф. Л. Елинека, 1895), песни Лешетинского кузнеца (Lesetinsky kovare, слова С. Чеха, 1901);
вокальные дуэты с фортепиано-
22 моравских дуэта (Moravske dvojzрevу, ор. 20, 1875; ор. 29 и 32, 1876; ор. 38, 1877), Там, на нашей крыше (Na tej nasej strese, слова моравской народной песни, 1881);
музыка к спектаклям драматического театра -
Йозеф Каетан Тыл (драма Ф. Шамберека, 1882, Временный театр, Прага; увертюра, издана под названием Моя родина, и музыка к сцене, ор. 62, 1881-82).