Главная страница- - -композиторы - - Рубинштейн Антон Григорьевич
РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (1829—94)—русский пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Занимался у А. И. Виллуана (фортепьяно), З. Дена (музыкально-теоретические предметы). В 1839 впервые выступил как пианист в публичном концерте в Москве. В 1840— 43 совершил концертное турне по крупнейшим западно-европейским городам. В 1848— 54 концертировал как пианист и дирижёр в Петербурге (главным образом с исполнением собственных сочинений), в 1854—58 — за рубежом, где общался с Ф. Листом, оказавшим существенное влияние на развитие пианизма . Рубинштейн завоевал славу одного из величайших пианистов мира. Его пианистическое искусство отличалось драматической силой, мужественностью. Глубоко проникая в авторский замысел произведения, Рубинштейн смело создавал свои исполнительские образы. Большое просветительское значение имели циклы т.н. Исторических концертов (провёл их в 1885—86 в России и в ряде европейских стран), в которых Рубинштейн показал эволюцию фортепьянной музыки от истоков до сочинений современных ему русских композиторов.
В конце 50-х гг. развернулась широкая музыкально-общественная деятельность Рубинштейна . По его инициативе были созданы Певческая академия (1858), Русское музыкальное общество (1859), Петербургская консерватория (1862) —первая в России (до 1867 и в 1887—91 её профессор и директор) . В 80-х гг. разработал проекты организации в России общедоступных концертов и оперных спектаклей, государственных правительственных консерваторий, музыкального воспитания в школах.
Обширно и разнообразно по жанрам музыкальное наследие Рубинштейна. Ему принадлежат оперы, лучшая среди которых — «Демон» (1871); оратории; симфонии; концерты (выделяется 4-й концерт для фортепьяно с оркестром ); камерно-инструментальные и вокальные сочинения ; фортепьянные пьесы. Композиторское творчество Рубинштейна имело большое историческое значение: зачастую он прокладывал пути, по которым шли последующие композиторы. Так, его симфонии (не выдержавшие испытание временем) помогли русским композиторам в освоении классического симфонического цикла. От его фортепьянных произведений тянутся нити к творчеству П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. По инициативе Рубинштейна был основан Международный конкурс пианистов и композиторов (1890, Петербург: проводился каждые 5 лет до 1910 — в Берлине, Вене, Париже, Петербурге).
духовные оперы и оратории-
Потерянный рай (текст по Дж. Мильтону, ор. 54, 1856), Вавилонское столпотворение (текст Ю. Роденберга, ор. 80, 1869), Моисей (Moses, текст С. Г. Мозенталя, ор. 112, 1892), Христос (Christus, по поэме Г. Бультгаупта, ор. 117, 1893, Берлин);
балет-
Виноградная лоза (1882, поставлен 1893, Берлин);
кантата-
Утро (для мужского хора с оркестром, слова Я.П.Полонского, ор. 74, 1866);
для оркестра-
6 симфоний (F-dur, ор. 40, 1850; Океан, C-dur, ор. 42, 4-частная редакция 1851, 6-частная-1863, 7-частная-1880; A-dur, op. 56, 1855; Драматическая, d-moll, op. 95, 1874; Русская, g-moll, op. 107, 1880; a-moll, op. III, 1886), музыкально-характеристические картины Фауст (ор. 68, 1864), Иван IV Грозный (ор. 79, 1869), Дон Кихот (ор. 87, 1870), 4 увертюры, сюита и др.;
для фортепиано с оркестром-
5 концертов (e-moll, ор. 25, 1850; F-dur, op. 35, 1851; G-dur, op. 45, не позже 1854; d-moll, op. 70, 1864; Es-dur, op. 97, 1874), концертштюк (As-dur, op. 113, 1889), фантазия (C-dur, op. 84, 1869), Русское каприччио (c-moll, op. 102, 1878);
для скрипки с оркестром-
концерт (G-dur, ор. 46, 1857), Романс и каприс (ор. 86, 1870);
для виолончели с оркестром-
2 концерта (a-moll, ор. 15, 1864; d-moll, op. 96, 1874);
камерно-инструментальные ансамбли-
3 сонаты для скрипки и фортепиано (G-dur, ор. 13, 1851; a-moll, op. 19, непозже 1853; h-moll, op. 98, 1876), соната для альта и фортепиано (f-moll, ор 49, 1855), 2 сонаты для виолончели и фортепиано (D-dur, ор. 18, 1852; G-dur, op. 39, не позже 1857), 5 фортепианных трио (F-dur, g-moll, оба ор. 15, ок. 1851; B-dur, ор. 52, 1857; a-moll- A-dur, op. 85, 1870; c-moll, op. 108, 1883), 10 струнных квартетов (G-dur, c-moll, F-dur, op. 17, 1852-53; E-dur, B-dur, D-dur, op. 47, 1856; g-moll, e-moll, op. 90, 1871; As-dur, f-moll, op. 106, 1880), фортепианных квартет (G-dur, op. 66, не позже 1864), струнный квинтет (F-dur, ор. 59, 1859), фортепианный квинтет (g-moll, ор. 99, 1876), квинтет (для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота, F-dur, ор. 55, 1855?), секстет (для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончели, D-dur, ор. 97, 1876), октет (d-moll, ор. 9, не позже 1856; переработан из неопубликованного концерта для фортепиано с оркестром, сочинён не позже 1849);
для фортепиано в 2 руки-
cвыше 200 пьес, в том числе 4 сонаты (E-dur, ор. 12; c-moll, ор. 20, обе не позже 1854; F-dur, ор. 41, 1855; a-moll, op. 100, 1877), Тема с вариациями (G-dur, op. 88, 1871), Каменный остров (24 пьесы, ор. 10, не позже 1855), Бал (фантазия из 10 номеров, ор. 14, 1854), 6 фуг в свободном стиле с прелюдиями (ор. 53, не позже 1856), Петербургские вечера (6 пьес, ор. 44, не позже 1860), альбом Петергоф (12 пьес, ор. 75, 1866), фантазия (e-moll, ор. 77, 1866), Смесь (Miscellanйes, 9 тетрадей, ор. 93, 1872-73), Музыкальные вечера (9 пьес, op. 109, 1884), Воспоминания о Дрездене (6 пьес, ор. 118, 1894), 5 каденций к фортепианным концертам (Бетховена - C-dur, B-dur, c-moll, G-dur, В. А. Моцарта - d-moll, не позже 1861);
для фортепиано в 4 руки-
Характеристические картинки (ор. 50, не позже 1858), Соната (D-dur, ор. 89, 1870), Костюмированный бал (20 характеристических пьес, ор. 103, 1877-79);
для 2 фортепиано-
фантазия (f-moll, ор. 73, 1864);
хоры a cappella-
в том числеЗ песни для мужского хора (ор. 61, не позже 1861), 6 песен для смешанного хора (ор. 62, не позже 1861);
Стихи и Реквием по Миньоне из "Вильгельма Мейстера" Гёте (для баритона, тенора, сопрано, мужского квартета и хора с фортепиано, ор. 91, 1872);
песни и романсы (около 170) -
6 басен И. А. Крылова (без op., 1849-50; в издании 1863 - 5 басен, ор. 64), 6 песен (op. 8, 1850, в том числе Цветок - на cлова В. А. Жуковского, Желание- на cлова Лермонтова), 12 песен (Персидские песни) на cлова Мирза Шафи в переводе на немецкий язык Ф. Боденштедта (ор. 34, 1854; первоначальный вариант - для голоса с оркестром), 6 песен на cлова Г. Гейне (ор. 32, не позже 1856; N 6 - Азра), 6 песен (ор. 33, не позже 1856), 6 песен (ор. 57, не позже 1864), 6 романсов (ор. 72, не позже 1864), 6 песен (ор, 76, не позже 1867), 12 романсов (ор. 78, не позже 1867; № 1. Еврейская мелодия, на слова Лермонтова; № 6. Узник, на слова А. С. Пушкина), 12 романсов на слова А. К. Толстого (ор. 101, 1877), 10 романсов из сербских мелодий Вука Караджича (ор. 105, 1877), Баллада (Перед воеводой молча он стоит) на слова И. С. Тургенева (без op., 1891);
для голоса с хором-
Русалка, на слова Лермонтова (ор. 63, не позже 1861);
дуэты (ок. 20)-
в том числе ор. 48 (не позже 1852), ор. 67 (не позже 1864);
6 вокальных квартетов для мужских голосов (ор. 31, 1854).