Главная страница- - -композиторы - - Штраус (Straus) Иоганн (сын)
ШТРАУС (Straus) Иоганн (сын) (1825—99)—австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын И. Штрауса (отца). В 1844 организовал собственный концертеый ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Штраусу - дирижёру и композитору. После смерти отца Штраус объединил оркестр отца и свой и совершил концертные поездки по европейским городам; в 1856—65 и 1869 бывал в России, руководил летними концертными сезонами в Павловске, где исполнял произведения западно-европейских , русских композиторов и собственную музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863—70 дирижёр венских придворных балов.
Штраус — крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), которую поднял на высокий художественный уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта, К. М. Вебера, И. Ланнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба—1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество О. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Р. Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили И. Брамс, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.
Его братья: Йозеф Штраус (1827—70)—автор популярных оркестровых пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европейским городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Штраус (1835— 1916) — автор танцевальных сочинений ; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Штрауса на посту дирижёра венских придворных балов.
оперетты-
Весёлые венские женщины (Die lustigen Weiber von Wien, Сочинения 1870), Индиго и 40 разбойников (Indigo und die vierzig Rauber, 1871, "Театр ан дер Вин", Вена), Римский карнавал (Carneval in Rоm, по пьесе "Пик-колино" Сарду, 1873, там же), Летучая мышь (Die Fledermaus, по А. Мельяку и Л. Галеви, 1874, там же), Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875, там же), Принц Мафусаил (Prinz Ме-thusalem, 1877, "Карлстеатр", Вена), Слепая корова (Blinde-kuh, по P. Кнайзелю, 1878, "Театр ан дер Вин", Вена), Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Konigin, 1880, там же), Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881, там же), Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883, Берлин), Цыганский барон (Der Ziegeunerbaron, 1885, "Театр ан дер Вин", Вена), Симплициус (1887, там же), Княгиня Нинетта (Fьrstin Ninetta, 1893, там же), Ябука (1894, там же), Лесной сторож (Waldmeister, 1895, там же), Богиня благоразумия (Die Gottin der Vernunft, 1897, там же), Венская кровь (Wiener Blut, доработка А. Мюллера, 1899, "Карлстеатр", Вена);
для оркестра-
168 вальсов, в том числе Прощание с Петербургом (Abschied von St. Petersburg, 1858), Утренние листки (Morgenblatter, 1864), На прекрасном голубом Дунае (An der schonen blauen Donau, 1867), Жизнь артиста (Kьnstlerleben, 1867), Сказки Венского леса (Geschichten aus dem Wienerwald, 1868), Радуйтесь жизни (Freut euch des Lebens, 1870), Новая Вена (Neu-Wien, 1870), Тысяча и одна ночь (Таu-send und eine Nacht, из оперетты Индиго и 40 разбойников, 1871), Венская кровь (Wiener Blut, 1873), Розы с юга (Rosen aus dem Sьden, из оперетты Кружевной платок королевы, 1880), Весенние голоса (Frьhlingsstimmen, 1883), Любимый вальс (Shatz-WaIzer, 1886), Императорский вальс (Kaiser-Walzer, 1890); 117 полек, в том числе Бал юристов (Juristenball, 1864), В Павловском лесу (Im Pawlowskwalde, 1869); 73 кадрили; 43 марша, в том числе: Персидский марш (Persischer Marsch, 1864), 31 мазурка и галоп, в том числе: Perpetuum mobile (1860), Лёгкая кровь (Leich-tes Blut, 1867).