ДОНИЦЕТТИ, Донидзетти
(Donizetti) Гаэтано (1797—1848) —итальянский композитор.
Род.в бедной семье. В 1 815—1 7 занимался в
Болонском музыкальном лицее у С. Маттеи. Успех
принесла ему опера «Энрико, граф Бургундский»
(1818, Венеция). Зрелые оперные произведения
созданы в 30—40-х гг. — «Лукреция Борджа» (1833),
«Лючия ди Ламмермур» (1835) и др. В 1839—40 и позже
работал в Париже, где были поставлены многие его
оперы, в том числе «Дочь полка», «Фаворитка» (обе
— 1840), - «Дон Паскуале» (1843); в 40 -х гг.—также в
Австрии (в 1842 получил звание австрийского
придворного композитора). Для Вены написал оперы
«Линда из Шамуни» (1842), «Мария ди Роган» (1843). В
1834—39 профессор консерватории в Неаполе (с 1837
директор).
Основная часть творческого
наследия Доницетти , мастера искусства бельканто,
составляют оперные произведения , разнообразные
по жанрам (опера-буффа, опера-комик,
лирико-драматические , романтические оперы,
социально-психологические мелодрамы и др.). Они
насыщены выразительными, легко запоминающимися
мелодиями, эффектными ариями, отличаются яркой
театральностью. Опера Доницетти «Дон Паскуале»,
отмеченная неистощимым остроумием,
жизнерадостностью, мягким лиризмом, наряду с
операми «Тайный брак» Чимарозы, «Севильский
цирюльник» Россини принадлежит к лучшим
образцам оперы-буффа.
Сочинения:
оперы (74)-
в том числе Сумасбродство (Una Follia, 1818, Венеция), Бедные странствующие виртуозы (I piccoli virtuosi ambulanti, 1819, Бергамо), Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник (Pietro il grande Czar delle Russie о II Falegname di Livonia, 1819, Венеция), Сельская свадьба (Le Nozze in villa, 1820-21, Мантуя, карнавал), Зораида Гранатская (1822, театр "Арджентина", Рим), Кьяра и Серафина, или Пираты (1822, театр "Ла Скала", Милан), Счастливое заблуждение (Il fortunato inganno, 1823, театр "Нуово", Неаполь), Гувернёр в затруднении (L'Ajo nell'imbarazzo, известна также под названием Дон Грегорио, 1824, театр "Валле", Рим), Замок инвалидов (Il Castello degli invalidi, 1826, театр "Каролино", Палермо), Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири (Otto mesi in due ore, ossia Gli Esiliati in Siberia, 1827, театр"Нуово", Неаполь), Алина, королева Голкондская (Alina regina di Golconda, 1828, театр "Карпо Феличе", Генуя), Пария (1829, театр "Сан-Карло", Неаполь), Елизавета в замке Кенильворт (Elisabetta al castello di Kenilworth, также под названием Замок Кенильворт, по роману В. Скотта, 1829, там же), Анна Болейн (1830, театр "Каркано", Милан), Уго, граф Парижский (1832, театр "Ла Скала", Милан), Любовный напиток (L' Elisir d'amore, 1832, театр "Каноб6иана", Милан), Паризина (по Дж. Байрону, 1833, театр"Пергола", Флоренция), Торквато Тассо (1833, театр "Валле", Рим), Лукреция Борджа (по одноимённой драме В. Гюго, 1833, театр "Ла Скала", Милан), Марино Фальеро (по одноимённой пьесе Дж. Байрона, 1835, "Театр Итальен" Париж), Мария Стюарт (1835, театр"Ла Скала", Милан), Лючия ди Ламмермур (по роману В. Скотта "Ламмермурская невеста", 1835, театр "Сан-Карло", Неаполь), Велизарий (1836, театр "Фениче", Венеция), Осада Кале (L'Assedio di Calais, 1836, театр "Сан-Карло", Неаполь), Пиа де Толомеи (1837, театр "Аполло", Венеция), Роберт Девере, или Граф Эссекский (1837, театр "Сан-Карло", Неаполь), Мария ди Руденц (1838, театр "Фениче", Венеция), Дочь полка (La Fille du regiment, 1840, театр "Опера комик", Париж), Мученики (Les Martyrs, новая редакция Полиевкта, по трагедии П. Корнеля, 1840, театр "Гранд-Опера", Париж), Фаворитка (1840, там же), Аделия, или Дочь стрелка (Adella, о La figlia dell'arciere, 1841, театр "Аполло", Рим), Линда ди Шамуни (1842, "Кернтнертортеатр", Вена), Дон Паскуале (1843, "Театр Итальен", Париж), Мария ди Роган (Maria di Rohan о Il conte di Ghalais, 1843, "Кернтнертортеатр", Вена), Дон Себастьян Португальский (1843, театр "Гранд-Опера", Париж), Катерина Корнаро (1844, театр "Сан-Карло", Неаполь) и др.;