Главная страница- - -композиторы - - Гуно (Gounod) Шарль Франсуа

Гуно (Gounod) Шарль Франсуа

Rambler's Top100

Гуно (Gounod) Шарль Франсуа

ГУНО (Gounod) Шарль (1818—93) — французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840—43 провёл в Италии , частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843—48 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852—60 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870—75 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.

Гуно — один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве — лирической оперы. Его лучшее творение — опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте ) : вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.


Сочинения:
оперы-
Сафо (1850, поставлена 1851, театр "Гранд-Опера", Париж; редакция в 2 действия, 1858; редакция в 4 действия, 1884), Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману "Монах" М. Г. Льюиса, 1852-54, поставлена 1854, "Театр лирик", Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856-57, фрагменты), Лекарь поневоле (Le Medecin malgre lui, комическая опера, 1857, поставлена 1858, "Театр лирик", Париж), Фауст (1857-59, поставлена 1859, там же; 2-я редакция- с речитативами и балетными сценами, 1869, театр Гранд-Опера", Париж), Филемон и Бавкида (1859, поставлена 1860, "Театр лирик", Париж; 2-я редакция- в 2 действия, 1876, театр "Опера комик", Париж), Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, поставлена 1860, Баден-Баден; 1866, театр "Опера комик", Париж), Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету арабской сказки Ж. де Нерваля, 1861, поставлена 1862, театр "Гранд-Опера", Париж), Мирейль (1863, поставлена 1864, "Театр лирик", Париж; 2-я редакция, 1864, там же), Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864-65, поставлена 1867, там же; 2-я редакция- с балетными сценами, 1888, театр "Гранд-Опера", Париж), Сен-Мар (Cinq-Mare, по одноимённому роману А. де Виньи, 1876-77, поставлена 1877, театр "Опера комик", Париж; 2-я редакция 1878, там же), Мэтр Пьер (1877?, не окончена), Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870-78, поставлена 1878, театр "Гранд-Опера", Париж), Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878-80, поставлена 1881, там же);

оратории-
Товий (около 1866), Галлия (траурно-патриотический мотет для сопрано, хора, оркестра и органа, 1871), Искупление (La Redemption, духовная трилогия, слова Гуно, 1868-81, исполнен 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, слова Гуно, 1884, исполнен 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж);

кантаты -
Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотическая кантата На границе (A la Frontiere, 1870) и др.;

мессы-
в том числе Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle a Sainte-Cecile, 1855), Mecca в память Жанны д'Арк (Messe a la memoire de Jeanne d'Arc, 1887) и др.; реквиемы и другие произведения для хора и оркестра;

для оркестра-
Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.; камерно-инструментальные ансамбли- 3 струнных квартета (опубликованы посмертно), фортепиано квинтет (около 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Meditation sur..., для скрипки, фортепиано и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888);

для фортепиано-
45 пьес, в том числе вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.;

хоры с фортепиано-
в том числе Четырнадцать больших хоров (1884);

хоры a cappella-
Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на слова басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869);

для голоса с фортепиано-
свыше 200 романсов и песен, в том числе на слова А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, английских, итальянских поэтов;

вокальные дуэты;

музыка к спектаклям драматического театра-
в том числе Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, театр "Комеди Франсез", Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я редакция, 1854), Священные драмы (Les drames sacres, лирическая драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, поставлена 1893, театр "Водевиль", Париж) и др.

Список композиторов(по алфавиту)
  • Альбинони (Albinoni) Томазо
  • Аренский Антон (Антоний) Степанович
  • Баини (Baini) Джузеппе
  • Балакирев Милий Алексеевич
  • Бах (Bach) Иоганн Себастьян
  • Беллини (Bellini) Винченцо
  • Березовский Максим Созонтович
  • Бетховен (Beethoven) Людвиг ван
  • Бизе (Bizet) Жорж
  • Бойто (Boito) Арриго
  • Боккерини (Boccherini) Луиджи
  • Бородин Александр Порфирьевич
  • Бортнянский Дмитрий Степанович
  • Брамс (Brahms) Иоганнес
  • Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард
  • Варламов Александр Егорович
  • Вебер (Weber) Карл Мария фон
  • Ведель Артёмий Лукьянович
  • Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио   Франческо
  • Верстовский Алексей Николаевич
  • Вивальди (Vivaldi) Антонио
  • Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор
  • Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно
  • Гайдн (Haydn) Франц Йозеф
  • Гендель (Handel) Георг Фридрих
  • Гершвин (Gershwin) Джорж
  • Глазунов Александр Константинович
  • Глинка Михаил Иванович
  • Глиэр Рейнгольд Морицевич
  • Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд
  • Гранадос, Гранадос-и-Кампинья   (Granados y Campina) Энрике
  • Гречанинов Александр Тихонович
  • Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп
  • Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган   (Ян) Непомук
  • Гуно (Gounod) Шарль Франсуа
  • Гурилёв Александр Львович
  • Даргомыжский Александр Сергеевич
  • Дворжак (Dvorjak) Антонин
  • Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль
  • Делиб (Delibes) Клеман Филибер   Лео
  • Детуш (Destouches) Андре Кардиналь
  • Дегтярёв Степан Аникиевич
  • Джулиани (Giuliani) Мауро
  • Динику (Dinicu) Григораш
  • Доницетти (Donizetti) Гаэтано
  • Ипполитов-Иванов (настоящая фамилия   Иванов) Михаил Михайлович
  • Кабалевский Дмитрий Борисович
  • Калинников Василий Сергеевич
  • Кальман (Kalman) Имре (Эммерих)
  • Кюи Цезарь Антонович
  • Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро
  • Лист (Liszt) Ференц (Франц)
  • Лядов Анатолий Константинович
  • Ляпунов Сергей Михайлович
  • Малер (Mahler) Густав
  • Масканьи (Mascagni) Пьетро
  • Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик
  • Марчелло (Marcello) Бенедетто

  • Мейербер (Meyerbeer) Джакомо
  • Мендельсон, Мендельсон-Бартольди   (Mendelsson-Bartholdy) Якоб Людвиг   Феликс
  • Миньони (Mignone) Франсиску
  • Монтеверди (Monteverdi) Клаудио   Джованни Антонио
  • Монюшко (Moniuszko) Станислав
  • Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Направник Эдуард Францевич
  • Огиньский (Oginski) Михал Клеофас
  • Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб)
  • Паганини (Paganini) Николо
  • Пахельбель (Pachelbel) Иоганн
  • Планкет, Планкетт (Planquette) Жан   Робер Жюльен
  • Понсе, Понсе Куельяр (Ponce Cuellar)   Мануель Мария
  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Пуленк (Poulenc) Франсис
  • Пуччини (Puccini) Джакомо
  • Равель (Ravel) Морис Жозеф
  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Римский – Корсаков Николай Андреевич
  • Россини (Rossini) Джоаккино Антонио
  • Рота (Rota) Нино
  • Рубинштейн Антон Григорьевич
  • Сарасате , Сарасате–и–Наваскуэс   (Sarasate y Navascuez) Пабло де
  • Свиридов Георгий Васильевич (Юрий)
  • Сен – Санс (Saint – Saёns) Шарль   Камиль
  • Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан)
  • Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе   Доменико
  • Скрябин Александр Николаевич
  • Сметана (Smetana) Бриджих
  • Стравинский Игорь Фёдорович
  • Танеев Сергей Иванович
  • Телеманн (Telemann) Георг Филипп
  • Торелли (Torelli) Джузеппе
  • Тости (Tosti) Франческо Паоло
  • Фибих (Fibich) Зденек
  • Флотов (Flotow) Фридрих фон
  • Хачатурян Арам Ильич
  • Хольст (Holst) Густав
  • Чайковский Петр Ильич
  • Чесноков Павел Григорьевич
  • Чилеа (Cilea) Франческо
  • Чимароза (Cimarosa) Доменико
  • Шнитке Альфред Гарриевич
  • Шопен (Chopin \ Szopen ) Фридерик \   Францишек
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич
  • Штраус (Straus) Иоганн (отец)
  • Штраус (Straus) Иоганн (сын)
  • Штраус (Straus) Рихард
  • Шуберт (Schubert) Франц Петер
  • Шуман (Schumann) Роберт Александер

  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

    Hosted by uCoz