Главная страница- - -композиторы - - Гуно (Gounod) Шарль Франсуа
ГУНО (Gounod) Шарль (1818—93) — французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840—43 провёл в Италии , частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843—48 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852—60 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870—75 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.
Гуно — один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве — лирической оперы. Его лучшее творение — опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте ) : вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.
оратории-
Товий (около 1866), Галлия (траурно-патриотический мотет для сопрано, хора, оркестра и органа, 1871), Искупление (La Redemption, духовная трилогия, слова Гуно, 1868-81, исполнен 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, слова Гуно, 1884, исполнен 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж);
кантаты -
Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотическая кантата На границе (A la Frontiere, 1870) и др.;
мессы-
в том числе Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle a Sainte-Cecile, 1855), Mecca в память Жанны д'Арк (Messe a la memoire de Jeanne d'Arc, 1887) и др.;
реквиемы и другие произведения для хора и оркестра;
для оркестра-
Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.; камерно-инструментальные ансамбли-
3 струнных квартета (опубликованы посмертно), фортепиано квинтет (около 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Meditation sur..., для скрипки, фортепиано и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888);
для фортепиано-
45 пьес, в том числе вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.;
хоры с фортепиано-
в том числе Четырнадцать больших хоров (1884);
хоры a cappella-
Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на слова басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869);
для голоса с фортепиано-
свыше 200 романсов и песен, в том числе на слова А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, английских, итальянских поэтов;
вокальные дуэты;
музыка к спектаклям драматического театра-
в том числе Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, театр "Комеди Франсез", Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я редакция, 1854), Священные драмы (Les drames sacres, лирическая драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, поставлена 1893, театр "Водевиль", Париж) и др.