Главная страница- - -композиторы - - Пуленк (Poulenc) Франсис
ПУЛЕНК (Poulenc) Франсис (1899-1963)-французский композитор. Ученик P. Виньеса (фортепьяно) и Ш. Кеклена (композиция). Яркие достижения Пуленка — буффонная опера «Груди Тирезия» (по Г. Аполлинеру, 1944), трагедийная опера «Диалоги кармелиток» (по Ж. Бернаносу, 1956), лирико-психологическая моноопера «Человеческий голос» (по Ж. Кокто, 1958). Большое место в творческом наследии Пуленка занимают камерно-вокальные (св. 160 песен, на слова Г. Аполлинера, П. Элюара, М. Жакоба, Л. Арагона, Ж. Кокти и др.) и хоровые произведения. Одна из вершин его творчества — патриотическая кантата «Лик человеческий» (на стихи Элюара, издано подпольно, 1943), прославляющая свободу. Композитор-лирик, Пуленк придавал особое значение мелодии (его называли «французским Шубертом»). Опираясь на традиции французской народной песенности, развивал также принципы музыкального интонирования К. Дебюсси и вокально-декламационности М. П. Мусоргского. Оставаясь преимущественно в рамках тональной системы, Пуленк использовал усложнённые гармонические средства (многотерцовые структуры и др.). Концертировал как пианист (во Франции и за рубежом). Автор книг, в т. ч. монографии, посвященной Э. Шабряе (1961), и статей.
для солистов, хора и оркестра-
кантата Засуха (Scheresses, на стихи Э. Джеймса, 1937), Stabat Mater (1950), Gloria (1959), Sept Rоpons des tоnоbres (для сопрано (детский голос), детского и мужских хоров, 1961);
для оркестра-
симфониетта (1947), сюиты и др.;
концерты с оркестром-
Сельский концерт для клавесина (Concert champкtre, с малым оркестром, 1928, посвящен В. Ландовской), для органа, струного оркестра и литавр (1938), для 2 фортепиано (1932), для фортепиано (1949);
для фортепиано-
Непрерывные движения (Trois mouvements perpйtuels, 1918), 5 интермеццо (1920-21), Прогулки (Promenades, 1924), французская сюита (Suite franзaise, 1935; использованы темы из сборника танцев композитора 16 в. К. Жервеза), 8 ноктюрнов (1929-38), 15 импровизаций (1932-59) и др.;
камерные инструментальные ансамбли;
хоры с инструментальным сопровождением-
Литании к Чёрной Богоматери (Litanies а la Vierge noire, для женского или детского хора и органа или струного оркестра, 1936);
хоры a cappella-
7 хоров на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Месса G-dur (1937), кантата Лик человеческий (Figure humaine, на стихи Элюара, для двойного смешанного хора, 1943), 8 французских песен на старинные народные тексты (Huit chansons franзaises, 1945);
для голоса с оркестром-
Светская кантата Бал-маскарад (Le bal masquй, на текст M. Жакоба, для баритона или меццо-сопрано и камерного оркестра, 1932), Крестьянские песни (Chancons villageoises, на стихи М.Фомбёра, 1942);
для голоса с инструментальным ансамблем-
Негритянская рапсодия (Rhapsodie nиgre, для баритона, 1917), Бестиарий (6 песен на стихи Аполлинера, 1919), Кокарды (3 песни на стихи Ж. Кокто, для тенора, 1919);
для голоса с фортепиано-
романсы на стихи Элюара, Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Жакоба, Л. Арагона, Р. Десноса; музыка для драматического театра, кино и др.