Главная страница- - -композиторы - - Фибих (Fibich) Зденек
ФИБИХ (Fibich) Зденек (1850—1900) — чешский композитор, пианист, дирижёр. Ученик И. Мошелеса (фортепьяно), С. Ядассона и Э.Ф. Рихтера (музыкально-теоретические предметы). С 1871 работал в Праге за исключением 1873—74, когда преподавал в Вильнюсе ). Был 2-м дирижёром и хормейстером во «Временном театре» (1875, 1877), заведующем репертуарной частью оперной труппы Национального театра (с 1899). Фибих — представитель чешского музыкального романтизма. Его идейно-эстетические установки связаны с творческими принципами Б. Сметаны и А. Дворжака; в то же время в сочинениях Фибиха сильны немецкие влияния (наряду с чешскими текстами использовал стихи и либретто немецких романтиков; образы немецкой поэзии отражены в его программных фортепьянных пьесах в духе Шумана). Автор первых чешских концертных мелодрам (с оркестром : «Сочельник», 1875; «Водяной», 1883). В ряде музыкально-сценических произведений развивал реалистические традиции национальной школы, которые сочетал с принципами вагнеровской музыкальной драматургии (опера «Мессинская невеста» по Ф.Шиллеру, 1884: мелодрама-трилогия «Ипподамия», 1890—91, обе — Прага). Лучшие оперы Фибиха, отличающиеся национальным своеобразием, основаны на национальном эпосе и народных легендах, в них использованы сюжеты из чешской истории («Бланик». 1881: «Шарка», 1897, обе— Прага); они отмечены драматизмом, реалистичностью обрисовки человеческих характеров. Среди пьес для фортепьяно выделяются цикл «Настроения, впечатления и воспоминания», 4 цикла пьес , включающих 376 миниатюр. В переложении для скрипки Я. Кубелика под названием «Поэма» популярна симфоническая поэма Фибиха «Под вечер» (1893). Среди других сочинений : 5 симфоний (1865—98), 2 фортепьянных трио, 2 струнных квартета, хоры. Автор книги «Velka Teoreticko-prakticka skola hry na klavir» (1883—87).
для оркестра -
5 симфоний (ранние -1865 и 1866 - не сохранились; 1883, 1892, 1898), симфонические поэмы: Отелло (1873), Забой, Славой и Людек (1873), Томан и лесная фея (Toman a lesni раnnа, 1875), Буря (Boure, по Шекспиру, 1880), Весна (Vesna. 1881), Под вечер (V podvecer, 1893), увертюры: Пражский еврей (Prazsky zid, 1871), Комическая (Veseloherni, 1873), Ночь на Карлштейнe "Хос nа Karlstejne, 1886), Коменский (Komensky, торжественная, 1892), Олдржих и Божена (1898);
камерно-инструментальные ансамбли -
сонатина для скрипки с фортепьно (1875), романс для скрипки с фортепьно (1879), пьеса Идиллия (Selanka) для кларнета с фортепьно (1879), концертный полонез для скрипки с фортепьно (1878), 2 фортепьнных трио (1872, 1876), фортепьнный квартет (1874), 2 струнных квартета (1874 и 1878), Тема с вариациями для струнного квартета (1883), квинтет для фортепьно, скрипки, виолончели, кларнета и валторны (1894);
для фортепьно-
соната(1886), цикл Странички из альбома (Listky do pamatniku, 1886), С гор (Z hor. цикл пьес, 1887), 4 цикла пьес (21 тетрадь, 376 миниатюр), Настроения, впечатления и воспоминания (Nalady, dojmy a upominky, 1892-99), Эскизы художника (Malirske studie, 1898);
пьесы для фортепьно в 4 руки;
мужские и смешанные хоры (песни, в том числе детские).