Главная страница- - -композиторы - - Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик
МАССНЕ (Massenet) Жюль (1842—1912)—французский композитор. Член Института Франции (1878). Презедент Академии изящных искусств (1910). В 1852—63 занимался в Парижской консерватории. В 1878—96 профессор Парижской консерватории. Среди учеников: А. Брюно, Ш. Кеклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Э. Шоссон, Дж. Энеску.
Массне наряду с Ш. Гуно, оказавшим на него значительное влияние, — один из ведущих представителей лирической оперы. К лучшим его операм принадлежат «Манон» (1884),«Вертер» (1886), успехом пользовались также «Таис» (1894; широко известна мелодия «Размышления» из этой оперы), «Сафо» (1897), «Героическая комедия» «Дон Кихот» (1910; заглавную партию исполнял Ф. И. Шаляпин). В центре большинства опер — нежный, пылкий и мечтательный женский образ. Массне обладал ярким мелодическим дарованием, создал гибкий ариозно-декламационный вокальный стиль. Он мастерски пользовался красками оркестра, прозрачным и колористическим звучанием хора.
балеты-
Куранты (Le carillon, Das Glockenspiel, 1892, Придворная опера, Вена), Цикада (La cigale, дивертисмент, 1904, "Опера комик", Париж), Торреро (Espada, 1908, Монте-Карло); оперетты-
Восхитительный Бель-Буль (L'ado-гаble Bel-Boul, Париж), Беранжера и Анатоль (комедия, 1876, Париж);
оратории-
Мария Магдалина (священная драма, 1873, театр "Одеон", Париж; как опера поставлен 1903, Ницца), Ева (мистерия, 1875), Богородица (La Vierge, библейская легенда, 1880), Обетованная земля (La terre promise, по библейско му тексту, 1900);
кантаты-
Давид Риццио (1863), Фламандская свадьба (Une nосe flamande, 1866), Мир и свобода (Paix et liberte, 1867), Нарцисс (античная идиллия, 1878), Вспомните, Мария (Souvenez-vous, Marie, духовная кантата, 1880), Библис (1886), Песни из лесов Амаранты (Chansons des bois d'Amaranthe, 1901);
для оркестра-
Большая концертная фантазия на темы "Пророка" Дж. Мейербера (1861), сюита Помпейя (1866), фантазии Фламандская свадьба (La nосе Fla-mande) и Возвращение каравана (Le retour d'une caravane, обе 1867), 7 сюит (op. 13, 1865; Венгерские сцены, 1871; Драма тические сцены, 1873; Живописные сцены, 1874; Неаполитанские сцены, 1876; Феерические сцены, 1879: Эльзасские сцены, 1881), 3 увертюры (Концертная, 1863; Федра, 1873; Брюмер, 1899), симфоническая поэма Видения (Visions, 1890);
для инструмен тов с opкестром-
Фантазия для виолончели (1897), пьеса для 2 скрипки (Les Grands violons du roi, 1900), концерт для фортепиано (1903);
камeрно - инструментальные ансамбли-
2 пьесы для скрипки и фортепиано, струнный квартет, Интродукция и вариации для 10 инструментов;
фортепианные пьесы;
для голоса и фортепиано-
около 200 романсов и песен (изданы в 6 томах), в том числе Если бы Вы хотели мне сказать (Si vous vouliеz bien me dire, поcвящено Ф. И. Шаляпину), вокальные циклы Апрель-cкая поэма (слова П. А. Сильвестра, 1866), Поэма воспоминаний (слова его же, 1871), Октябрьская поэма (слова П. Коллена, 1871), Пасторальная поэма (слова Флориана и Сильвестра, 1874), Любовная поэма (слова П. Робикс, 1879), Зимняя поэма (слова Сильвестра, 1882) и др.;
музыка к спектаклям драматического театра-
Эринии (античная поэма Ш. Леконта де Лиля, по Эсхилу, 1873, театр "Одеон", Париж), Драма при Филиппе II (Ж. Порториша, 1875, там же), Жизнь богемы (Т. Барьера и А. Мюрже, 1876, там же), Гетман (П. Деруледа, 1877, там же), Собор Парижской Богоматери (по В. Гюго, 1875, "Театр Наций", Париж), Федра (Ж. Расина, 1900, театр "Одеон", Париж), Сверчок на печи (Л. де Франмениля, по Ч. Диккенсу, 1904, там же), Плащ короля (Ж. Экара, 1907, театр "Порт-Сен-Мартен", Париж), Белоснежка и семь гномов (Ж. Дорцаль, по братьям Гримм, 1909, театр "Фемина", Париж), Иерусалим (Ж. Риволле, 1914, Монте-Карло);
завершил и инструментовал-
оперу "Кассия" Л. Делиба (1893).