Главная страница- - -композиторы - - Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео
ДЕЛИБ (Delibes) Лео (1836—91) — французский композитор. Ученик А. Адана. Был аккомпаниатором в «Театр лирик», а также церковным органистом , в 1865—72 хормейстером в Парижской опере. С 1881 профессор Парижской консерватории. Творчество Делиба в основном связано с музыкально-театральными жанрами. Наиболее известны его опера «Так сказал король» (1873) — яркий образец французской комической оперы и лирико-драматическая опера «Лакме» (1883), принадлежащая к числу лучших французских ориентальных опер. Новатор в области балета, Делиб симфонизировал балетную музыку, развив в ней драматическое начало. Балеты «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876) оказали значительное влияние на развитие музыкально-хореографического искусства. Мелодичную, изящную, эмоционально насыщенную музыку Делиба высоко ценил П. И. Чайковский.
оперетты-
На два су угольков (Deux sous de charbon, 1855, театр "Фоли нувель", Париж), Шесть девиц на выданьи (Six demoiselles a marier, 1856, театр "Буфф-Паризьен", Париж), Две старых сиделки (Deux vieilles gardes, 1856, там же), Яичница а ля Фоллембуш (L'Omelette u la Follembuche, 1859, таи же), Месье де Бонн-Этуаль (Monsieur de Вопne-Etoile, 1860, там же), Музыканты оркестра (Les Musiciens de 1'orchestre, совм. с Ж. Эрланже, А. Иньяром и Ж. Оффенбахом, 1861, там же), Традиция (La Tradition, пролог к открытию сезона "Буфф-Паризьен", 1864, Париж), Бык Апис (Le boeuf Apis, 1865, там же), Мальбрук в поход собрался (Marlbrough s'en va-t-en guerre, совместно с Ж. Бизе, Э. Жона, Б. Куртуа и И. Легуи, 1867, театр "Атенеум", Париж), Двор короля Пето (La cour du Roi Рetaud, 1869, театр "Варьете", Париж), 3 оперетты опубликованы в "Journal des demoiselles" (не поставлены) - Дочь моря (La Fille du Goife), Швейцарский Дон Жуан (Le Don Juan Suisse), Принцесса Равигот (La Princesse Ravigotte);
балеты-
Ручей (La Source, совместно с Л. Минкусом, 1866, театр "Корол. академия музыки", Париж), Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами (Coppelia ou La line aux yeux d'email, по новелле "Песочный человек" Э. Т. А. Гофмана, 1870, там же), Сильвия, или Нимфа Дианы (Sylvia ou La Nymphe de Diana, на сюжет из драматической пасторали Т. Тассо "Аминта", 1876, там же), дивертисмент (Valse ou Pas des fleurs, для балета "Корсар" Адана, 1867, там же);
кантата -
Алжир (Alger, текст Мери, 1865);
фортепианные пьесы;
для хора -
Пастораль (Pastorale, на стихи К. дю Локля, 1865), Солдатский марш (Marche de soldats, на стихи Ш. Ньюттера, 1866), Песня мира (Chant de la paix, на стихи Л. Жирара, 1867) и др.;
20 песен на стихи В. Гюго, А. де Мюссе, А. Сильвестра, А. Мюрже и других французских поэтов;
музыка к спектаклям драматического театра-
в том числе Рюи Блаз и Король забавляется (В. Гюго, 1879 и 1882), Прялка Барберины (А. де Мюссе. 1882) и др.