Главная страница- - -композиторы - - Даргомыжский Александр Сергеевич
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813—69) —русский композитор. Получил разностороннее домашнее образование, в том числе и музыкальное. Под влиянием знакомства с М. И. Глинкой (1835) избрал путь композитора. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им традиций Глинки. Первая опера Даргомыжского «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», 1847) обнаруживает драматический дар автора. В 40-х гг. написаны романсы «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир» (на слова А. С. Пушкина) и др., отличающиеся глубиной психологического выражения, яркой образностью. Творчество Даргомыжского 2-й половины 40-х — начала 50-х гг. отражает тенденции, связанные с развитием критического реализма в литературе и искусстве. В 1855 создана опера «Русалка» (по поэме Пушкина).
С конца 50-х гг. развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. Он был избран членом комитета РМО (1859), участвовал в разработке устройства первой в России консерватории. В эти годы Даргомыжский создал ряд романсов, явившихся вершиной его камерно-вокального творчества. В конце 50-х — начале 60-х гг. Даргомыжский сблизился с группой молодых композиторов (впоследствии — «Могучая кучка» ) , оказав большое влияние на их творчество. Участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже также в журнале «Будильник»). В 1864— 65 Даргомыжский совершил заграничную поездку (впервые был за границей, главным образом в Париже, в 1844—45), во время которой в Брюсселе исполнялись его произведения . В последние годы жизни работал над оперой «Каменный гость» (по Пушкину; по завещанию Даргомыжского неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, инструментовал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков).
Даргомыжский наряду с Глинкой — основоположник русской классической школы. Его центральное произведение — опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра — народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения (пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия») уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами.
В своём творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма (девиз Даргомыжского : «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»). Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлен этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе. В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизмененный текст литературного произведения. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно - вокальном жанрах, ведущие к творчеству М. П. Мусоргского (назвал Даргомыжского «великим учителем правды в музыке»), П. И. Чайковского и др. русских композиторов. Написал автобиографию .
кантата-
Торжество Вакха (на слова одноимённого стихотворения Пушкина, 1843, оркестрована 1845-46, исполнена 1846, Петербург; переделана в лирическую оперу-балет, 1848);
для оркестра-
Болеро (1839), Баба-Яга, или с Волги nach Riga (шутка-фантазия, 1862), Малороссийский казачок (фантазия, 1864), Чухонская фантазия (1867), Полное собрание симфонических произведений [партитуры], М., 1967;
для фортепиано-
Контрданс, Вариации на русскую песню "Винят меня в народе", фантазия на мотивы из оперы "Иван Сусанин", Табакерочный вальс, скерцо Пылкость и хладнокровие, Полька, скерцо Почта (Quadrille brillant), Танцы на мотивы из оперы "Эсмеральда" (Полька-мазурка, Мазурка), Ты и вы (переложение романса), Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть;
романсы и песни-
Полное собрание романсов и песен, т, 1-2, М.- Л., 1947 (редакция, вступительная статья и комментарии М. С. Пекелиса);
вокальные ансамбли и хоры-
дуэты, трио (в том числе Петербургские серенады), квартеты, Полное собрание вокальных ансамблей и хоров, М.- Л., 1950 (редакция, вступит, статья и примеч. М. С. Пекелиса).