Главная страница- - -композиторы - - Штраус (Straus) Рихард

Штраус (Straus) Рихард

Rambler's Top100

Штраус (Straus) Рихард

ШТРАУС (Strauss) Рихард (1864—1949) — немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрами Государственной оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в Байрейтских фестивалях. В 1901—09 председатель Всегерманского музыкального союза, в 1917—20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств.

Ведущий жанр творчества Штрауса в 1880-х гг. —симфоническая поэма или фантазия, с 1900 — опера (всего 6, многие оперы созданы в содружестве с австрийским драматургом X. Гофмансталем). Творчество Штрауса , тесно связанное с традициями романтического искусства (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), немецкой поэзией и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило характерные тенденции западно-европейского искусства 1-й половины 20 в. Штраус прошёл путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем — к неоклассицизму. Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного развития, трансформации тем), Штраус создал тип симфонической поэмы, в которой философская концепционность сочетается с яркой изобразительностью, театральностью музыкальных характеристик. Многие симфонические поэмы и фантазии Штрауса связаны с произведениями мировой литературы («Макбет» по У. Шекспиру, «Дон Жуан» по Н.Ленау, «Дон Кихот» по М. Сервантесу), а также философскими учениями («Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии Штрауса , среди которых особенно известны одночастная «Домашняя» и «Альпийская», продолжающая линию 6-й «Пасторальной» симфонии Бетховена и являющаяся по существу программной симфонической поэмой. Оперное творчество Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая опера («Гунтрам», 1893) написана по образцу вагнеровских музыкальных драм. В «Саломее» (1905) и «Электре» (1908) близость к экспрессионизму проявилась в обострённости выразительных средств, передающих состояние напряжённости, порой экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности, полиритмические эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава). Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности музыкального языка к нарочитой простоте, прозрачности и экономности выразительных средств произошёл в опере «Кавалер розы» (1910), отличающейся ясностью языка, изящной комедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта. В русле неоклассицизма созданы также оперы «Ариадна на Наксосе» (1912), «Молчаливая женщина» (1935), «Дафна» (1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Штрауса оказало влияние на развитие музыкального театра 20 века. Сохранилось большое эпистолярное наследие Штрауса (издана переписка с X. Бюловом, X. Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартманном и др.). Штраусу принадлежит также новая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза («Instrumenta-lionslehre», 1905 ).


Список композиторов(по алфавиту)
  • Альбинони (Albinoni) Томазо
  • Аренский Антон (Антоний) Степанович
  • Баини (Baini) Джузеппе
  • Балакирев Милий Алексеевич
  • Бах (Bach) Иоганн Себастьян
  • Беллини (Bellini) Винченцо
  • Березовский Максим Созонтович
  • Бетховен (Beethoven) Людвиг ван
  • Бизе (Bizet) Жорж
  • Бойто (Boito) Арриго
  • Боккерини (Boccherini) Луиджи
  • Бородин Александр Порфирьевич
  • Бортнянский Дмитрий Степанович
  • Брамс (Brahms) Иоганнес
  • Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард
  • Варламов Александр Егорович
  • Вебер (Weber) Карл Мария фон
  • Ведель Артёмий Лукьянович
  • Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио   Франческо
  • Верстовский Алексей Николаевич
  • Вивальди (Vivaldi) Антонио
  • Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор
  • Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно
  • Гайдн (Haydn) Франц Йозеф
  • Гендель (Handel) Георг Фридрих
  • Гершвин (Gershwin) Джорж
  • Глазунов Александр Константинович
  • Глинка Михаил Иванович
  • Глиэр Рейнгольд Морицевич
  • Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд
  • Гранадос, Гранадос-и-Кампинья   (Granados y Campina) Энрике
  • Гречанинов Александр Тихонович
  • Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп
  • Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган   (Ян) Непомук
  • Гуно (Gounod) Шарль Франсуа
  • Гурилёв Александр Львович
  • Даргомыжский Александр Сергеевич
  • Дворжак (Dvorjak) Антонин
  • Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль
  • Делиб (Delibes) Клеман Филибер   Лео
  • Детуш (Destouches) Андре Кардиналь
  • Дегтярёв Степан Аникиевич
  • Джулиани (Giuliani) Мауро
  • Динику (Dinicu) Григораш
  • Доницетти (Donizetti) Гаэтано
  • Ипполитов-Иванов (настоящая фамилия   Иванов) Михаил Михайлович
  • Кабалевский Дмитрий Борисович
  • Калинников Василий Сергеевич
  • Кальман (Kalman) Имре (Эммерих)
  • Кюи Цезарь Антонович
  • Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро
  • Лист (Liszt) Ференц (Франц)
  • Лядов Анатолий Константинович
  • Ляпунов Сергей Михайлович
  • Малер (Mahler) Густав
  • Масканьи (Mascagni) Пьетро
  • Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик
  • Марчелло (Marcello) Бенедетто

  • Мейербер (Meyerbeer) Джакомо
  • Мендельсон, Мендельсон-Бартольди   (Mendelsson-Bartholdy) Якоб Людвиг   Феликс
  • Миньони (Mignone) Франсиску
  • Монтеверди (Monteverdi) Клаудио   Джованни Антонио
  • Монюшко (Moniuszko) Станислав
  • Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей
  • Мусоргский Модест Петрович
  • Направник Эдуард Францевич
  • Огиньский (Oginski) Михал Клеофас
  • Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб)
  • Паганини (Paganini) Николо
  • Пахельбель (Pachelbel) Иоганн
  • Планкет, Планкетт (Planquette) Жан   Робер Жюльен
  • Понсе, Понсе Куельяр (Ponce Cuellar)   Мануель Мария
  • Прокофьев Сергей Сергеевич
  • Пуленк (Poulenc) Франсис
  • Пуччини (Puccini) Джакомо
  • Равель (Ravel) Морис Жозеф
  • Рахманинов Сергей Васильевич
  • Римский – Корсаков Николай Андреевич
  • Россини (Rossini) Джоаккино Антонио
  • Рота (Rota) Нино
  • Рубинштейн Антон Григорьевич
  • Сарасате , Сарасате–и–Наваскуэс   (Sarasate y Navascuez) Пабло де
  • Свиридов Георгий Васильевич (Юрий)
  • Сен – Санс (Saint – Saёns) Шарль   Камиль
  • Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан)
  • Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе   Доменико
  • Скрябин Александр Николаевич
  • Сметана (Smetana) Бриджих
  • Стравинский Игорь Фёдорович
  • Танеев Сергей Иванович
  • Телеманн (Telemann) Георг Филипп
  • Торелли (Torelli) Джузеппе
  • Тости (Tosti) Франческо Паоло
  • Фибих (Fibich) Зденек
  • Флотов (Flotow) Фридрих фон
  • Хачатурян Арам Ильич
  • Хольст (Holst) Густав
  • Чайковский Петр Ильич
  • Чесноков Павел Григорьевич
  • Чилеа (Cilea) Франческо
  • Чимароза (Cimarosa) Доменико
  • Шнитке Альфред Гарриевич
  • Шопен (Chopin \ Szopen ) Фридерик \   Францишек
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич
  • Штраус (Straus) Иоганн (отец)
  • Штраус (Straus) Иоганн (сын)
  • Штраус (Straus) Рихард
  • Шуберт (Schubert) Франц Петер
  • Шуман (Schumann) Роберт Александер

  • Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

    Hosted by uCoz