Главная страница- - - Ренессанс- - -Микеланджело. Картины
Третий римский период.
Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период
его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения.
Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна; идеи религиозного
обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток
на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске «Страшный
Суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает
от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники
уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки
обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником
движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно
вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их
титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий;
полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением
праведники неотличимы от грешников.
По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску,
но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых
или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены
во время реставрации, закончившейся в 1993).
Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело —
фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина,
Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние
на формирование маньеризма.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16
Главная страница- - - Ренессанс-
- -Микеланджело. Картины
© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved. E-mail: starat@rambler.ru