Главная страница- - - -Русский
авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография
Малевича
Представленные на выставке 0,10 полотна геометрического абстрактивизма носили
сложные, развернутые названия - и не только потому, что Малевичу не разрешили
назвать их "супрематизм". Перечислю часть из них: Живописный реализм
футболиста - Красочные массы в четвертом измерении. Живописный реализм мальчика
с ранцем - Красочные массы в четвертом измерении. Живописный реализм крестьянки
в 2-х измерениях (так звучало первоначальное полное название Красного квадрата),
Автопортрет в 2-х измерениях. Дама. Красочные массы в 4-м и 2-м измерении, Живописный
реализм красочных масс в 2-х измерениях.
Настойчивые указания на пространственные измерения- двух -, четырехмерные- говорят
о его пристальном интересе к идеям "четвертого измерения".
Собственно супрематизм подразделялся на три этапа, три периода: "Супрематизм
в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого",
- писал художник в книге Супрематизм. 34 рисунка.
Черный этап также начинался с трех форм - квадрата, креста, круга. Черный квадрат
Малевич определял как "нуль форм", базисный элемент мира и бытия.
Черный квадрат был первофигурой, первоначальным элементом нового "реалистического"
творчества. Таким образом, Черный квадрат. Черный крест, Черный круг были "тремя
китами", на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий
им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение.
В ряду супрематических работ черные первофигуры обладали программным значением,
легшим в основу четко выстроенной пластической системы. Эти три картины, возникшие
не ранее 1915 года, Малевич всегда датировал 1913 - годом постановки Победы
над Солнцем, который служил для него отправной точкой в возникновении супрематизма.
На пятой выставке "Бубнового валета" в ноябре 1916 года в Москве художник
показал шестьдесят супрематических картин, пронумерованных от первой до последней
(ныне восстановить последовательность всех шестидесяти работ довольно затруднительно
и из-за утрат, и по техническим причинам, не всегда внимательному отношению
в музеях к надписям на оборотах). Под номером первым экспонировался Черный квадрат,
затем Черный крест, под третьим номером - Черный круг.
Все шестьдесят выставленных полотен принадлежали к первым двум этапам супрематизма.
Цветной период начинался также с квадрата- его красный цвет служил, по мысли
Малевича, знаком цветности вообще.
Последние холсты цветной стадии отличались многофигурностью, прихотливой организацией,
сложнейшими взаимоотношениями геометрических элементов - они словно скреплялись
неведомым могучим притяжением.
Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году. Малевич был мужественным
художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма
из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна "белое на белом",
где в бездонной белизне словно таяли белые же формы:
Главная страница- - - -Русский авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография Малевича
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru