Главная страница- - - -Русский
авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография
Малевича
С наступлением ХХ века в искусстве все с большей интенсивностью вершились грандиозные
процессы рождения новой эпохи, равной по значимости Ренессансу. Тогда произошло
революционное открытие реальности.
Идеи "соборного творчества", культивируемые символистами, специфически
преломились в среде художников-реформаторов, отвергавших символизм
Новая попытка широкого объединения левых живописцев была предпринята на Первой
футуристической выставке картин "Трамвай В" , открывшейся в марте
1915 года в Петрограде. На выставке Трамвай В Малевич представил шестнадцать
работ: среди них кубофуту-ристические заумные холсты Дама у афишного столба,
Дама в трамвае, Швейная машина. В Англичанине в Москве и Авиаторе с их диковинными,
загадочными изображениями, непонятными фразами, буквами, цифрами подспудно звучали
отголоски декабрьских спектаклей, равно как и в Портрете М.В. Матюшина, композитора
оперы "Победа над Солнцем". Против же номеров 21-25, заканчивающих
список работ Малевича в каталоге, было вызывающе проставлено: "Содержание
картин автору неизвестно".Быть может, среди них скрывалась картина современным
названием Композиция с Моной Лизой. Рождение супрематизма из алогичных полотен
Малевича с наибольшей убедительностью проступило именно в ней. Здесь есть уже
все, что через секунду станет супрематизмом: белое пространство- плоскость с
непонятной глубиной, геометрические фигуры правильных очертаний и локальной
окраски.
Две ключевые фразы, подобно надписям-сигналам немого кино, выплывают в Композиции
с Моной Лизой на первый план. Дважды выписано "Частичное затмение";
газетная вырезка с фрагментом "передается квартира" дополнена коллажами
с одним словом - "в Москве" (старая орфография) и зеркально перевернутым
"Петроград".
"Полное затмение" произошло в его историческом Черном квадрате на
белом фоне (1915), где и была осуществлена настоящая "победа над Солнцем":
оно, как явление природы, было замещено, вытеснено соприродным ему явлением,
суверенным и природоестественным - квадратная плоскость целиком затмила, заслонила
собой все изображения.
Откровение настигло Малевича во время работы над вторым (так и не осуществленным)
изданием брошюры Победа над Солнцем. Готовя рисунки в мае 1915, он сделал последний
шаг на пути к беспредметности. Весомость этого самого радикального в своей жизни
перелома он осознал тотчас и в полной мере. В письме к Матюшину, говоря об одном
из эскизов, художник написал: "Рисунок этот будет иметь большое значение
в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды".
Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, но уже к
концу лета имя появилось. "Супрематизм" стал самым известным среди
них.
Малевич написал первую брошюру "От кубизма к супрематизму". Новый
живописный реализм. Это книжечка- манифест , изданная верным другом Матюшиным,
распространялась на вернисаже Последней футуристической выставки картин "0,10"
(нолъ-десятъ), открывшейся 17 декабря 1915 года в помещении Художественного
бюро Надежды Добычиной.
Малевич не совсем напрасно волновался по поводу своего изобретения. Сотоварищи
его круто воспротивились тому, чтобы объявить супрематизм наследником футуризма
и объединиться под его знаменем. Свое неприятие они объясняли тем, что еще не
готовы безоговорочно принять новое направление. Малевичу не разрешили назвать
свои картины "супрематизмом" ни в каталоге, ни в экспозиции, и ему
пришлось буквально за час до вернисажа написать от руки плакаты с названием
Супрематизм живописи и явочным порядком развесить их рядом со своими работами.
В "красном углу" зала он водрузил Черный квадрат, осенявший экспозицию
из 39 картин. Те из них, что сохранились до наших дней, стали высокой классикой
XX века.
Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к
пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета
и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто
простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически,
ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире
до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат
знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом.
"Новым реализмом" называл Малевич свое искусство , которое считал
ступенью в истории всемирного художественного творчества.
Фоном супрематических композиций является всегда некая белая среда - ее глубина,
ее емкость неуловимы, неопределимы, но явственны. Необычное пространство живописного
супрематизма, как говорил о том и сам художник, и многие исследователи его творчества,
ближайшим аналогом имеет мистическое пространство ^ русских икон, неподвластное
обыденным физическим законам. Но супрематические композиции, в отличие от икон,
никого и ничего не представляют, они - порождение свободной творческой воли
- свидетельствуют только о собственном чуде: "Повешенная же плоскость живописного
цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное
ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески
пункты вселенной кругом себя", - писал живописец. Бестелесные геометрические
элементы парят в бесцветном, безвесном космическом измерении, представляя собой
чистое умозрение, явленное воочию. Белый фон супрематических картин, выразитель
пространственной относительности, одновременно и плоскостей, и бездонен, причем
в обе стороны, и к зрителю, и от зрителя (обратная перспектива икон бесконечность
раскрывала лишь в одном направлении).
Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми
локальными цветами и погруженным в некую трансцендентную "белую бездну",
где господствуют законы динамики и статики, - Малевич дал наименование "супрематизм".
Сочиненный им термин восходил к латинскому корню "супрем", образовавшему
в родном языке художника, польском, слово "супрематия", что в переводе
означало "превосходство", "главенство", "доминирование".
На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом
стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными
компонентами живописи.
Главная страница- - - -Русский авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография Малевича
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru