Главная страница- - - -Русский
авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография
Малевича
В конце 1910-х годов Малевич оставил живопись, полагая, что она, разработав
супрематический проект, исполнила свое предназначение и должна исчезнуть. После
триумфальной зарубежной поездки, художник оказался в чрезвычайно тяжелой жизненной
и общественной ситуации. И тут живопись словно пришла ему на помощь, великодушно
радуя духовную опору.
Картина На жатву датирована на обороте 1909-1910 годами; тематически она соответствует
утерянной работе В поле, показанной на выставке "Союза молодежи" в
1911-1912 годах. Однако сохранился рисунок, аналогичный ранней картине. Как
ясно из сопоставления двух произведений, трактовка фигур и трактовка пейзажа
весьма различаются в досупрематических и постсупрематических. крестьянских жанрах
В поздних работах появился горизонт, пространство обрело ясно членимое развитие,
закрепленное геометрически-декоративной разработкой полосатой земли. Фигуры,
скроенные из неких выгнутых жестких плоскостей, своими цветовыми сопоставлениями
напоминают о локальной раскраске супрематических геометрических элементов.
На подрамнике полотна Девушки в поле (ГРМ) помещена весьма красноречивая авторская
надпись: "Девушки в поле" 1912 г. № 26 "Супранатурализм".
Малевич сочинил новый термин, объединив две дефиниции, "супрематизм"
и "натурализм", то есть уже терминологическим определением хотел внушить
мысль о сращении геометрического, абстрактного начала и фигуративно-изобразительного.
Дата же, "1912 г.", опрокидывала возникновение "супранатурализма"
в прошлое, делала его истоком, предтечей супрематизма. Мастер мистифицировал
зрителя, знатоков, историков, конструируя свою биографию так, как считал логически
убедительным. Меж тем, и сам термин, и картина возникли после 1927 года - скорее
всего, при подготовке третьей персональной выставки Малевича.
В картине Две мужских фигуры, с авторской датировкой на обороте холста "1913^
Малевич продолжал разрабатывать композиционный прием, использованный во многих
постсупрематических полотнах. Два персонажа полностью тождественны друг другу
- одинаков жест прижатых к туловищу рук, одинакова одежда, одинаковы бороды.
Разница между мужиками заключалась лишь в разной длине рубах, разной окраске
одеяний и бород, чуть-чуть ином положении ног.
Образы крестьянской жизни, образы сельского труда, воплощенные художником в
конце 1920-х годов, при общности тем и сюжетов с холстами начала 1910-х годов
отличаются от них пронзительной нотой драматизма, о котором Малевичу и в голову
не приходило помышлять ранее. Одной из наиболее заметных черт его постсупрематической
живописи стала безликость людей; вместо лиц и голов их корпуса увенчаны красными,
черными, белыми овалами. Многие из зарубежных исследователей считают, что в
фигурах позднего крестьянского цикла представлены оболваненные, безглазые обитатели
тоталитарного социалистического рая. Однако непредвзятое отношение к Малевичу
позволяет видеть другое: неподдельный трагизм и отчаяние исходят от этихбезлицых
фигур, но, вместе с тем, они исполнены какого-то отстраненного величия и героизма,
находившегося в разительном контрасте с фальшивым героизмом казенных персонажей
советской мифологии - Рабочим, Крестьянкой, Колхозником, Спортсменом.
Поздние крестьянские "парадные портреты" представляют мужские и женские
фигуры, выдвинутые на первый план в иератически-застылых позах. В картинах со
схематически отвлеченными фигурами, размещенными на декоративно-ритмизированных
фонах, главную роль, как и в супрематизме, играют форма и цвет, но экспрессивная
образность придает постсупрематическому крестьянскому жанру другое, жизненно-эмоциональное
наполнение. В холсте Крестьянин в поле четкая симметрия, строгость горизонтальных
и диагональных линий усиливают своей геометрической регулярностью состояние
оцепенения, беспросветной неподвижности, исходящие от фигуры крестьянина с беспомощно
опущенными руками. Его лицо при всей гротескности и условности черт несет трагический
отсвет, оно словно застьшо в мучительной гримасе недоумения. Дух картины, ее
образный строй внутренне увязаны с той безысходной общественной атмосферой,
которую не мог не ощущать художник - на его глазах происходило неумолимое истребление
органичной деревенской жизни, которой он всегда восхищался.
Зловещий траурный цвет, в который окрашены руки, ноги, голова Крестьянки, придает
ее образу характер скорбного символа. Контрастное сочетание черного лика с белым
цветом одежды напоминает о фундаментальном цветовом принципе Черного квадрата-
женский образ приобретает некий метафизический смысл. Диагональные полосы грозного
неба словно подчиняют своей динамике позу женщины, повернувшей голову на безрадостный
зов судьбы.
В другом обширном цикле постсупрематических картин художник проводил эксперименты
с отвлеченно-фигуративными изображениями. Так, на обороте полотна Торс. Первообразование
нового образа кроме собственного названия он обозначил: "проблема (цвет
и форма) и содержание". Слова эти свидетельствуют об осознанной живописно-пластической
идее: целью своей Малевич видел создание очищенной пластической формулы, "супрематизма
в контуре человеческой фигуры".
В Женском торсе он воплотил совершенную в своем роде формулу, строгой выверенностью
линий, плоскостей, овалов сконструировав безупречный женский облик. В идеальной
постсупрематической героине отдаленным эхом звучит "белый супрематизм":
светлая половина фигуры едва проступает на белом фоне, однако ее невесомость
каким-то непостижимым образом уравновешена плотной яркой цветностью другой части.
Этот впечатляющий контраст двух неслиянных и нераздельных половин единого целого
порождает глубинные отклики на разных уровнях восприятия, от чувственно-поэтического
до нравственно-философского.
Долгое время Красная конница была единственной работой опального художника,
признанной официальной историей советского искусства. Этому способствовало ее
правоверное название, звучавшее в унисон с общепринятым восхвалением революции
и Красной армии. Малевич преднамеренно закрепил этот пласт толкований датой
"18 год" в правом углу холста и в надписи на обороте: "Скачет
красная конница /из октябрьской столицы/ на защиту советской границы".
Меж тем, это едва ли не одна из самых опустошенно-трагических работ художника,
и ее пафос, пафос антиутопии, далек от прославления реалий советской жизни.
Она входит в цикл поздних произведений, наполненных странноватой экспрессией
и бесцельным, на первый взгляд, динамизмом.
Главная страница- - - -Русский авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография Малевича
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru