Главная страница- - - -Русский
авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография
Малевича
Картина Точильщик (Принцип мелькания) (Картинная галерея Йельского университета),
написанная Малевичем в 1912 году, в перспективе времени превратилась в классическое
полотно русского кубофутуризма. Вспомогательное название лучше всего говорило
о том, чего добивался автор. И, действительно, в радостном повторе бесчисленно
дробящихся контуров и силуэтов, в стальном серо-голубом колорите, контрастно
оттененном "ржавыми" пятнами цвета, почти что физически ощущается
"принцип мелькания" ритмично натачиваемого ножа, в неуловимую долю
времени оказывающегося в разных точках пространства.
Кубофутуристические портреты Малевича - уже упомянутый портрет Клюна, порт-/рет
Михаила Матюшина (ГГГ) - воссоздавали человеческий облик, сконструированный
из разнообразных зрительных переживаний, из ассоциативных цепочек, в которые
f выстраивались предметные и фактурные комбинации. Человеческое "лицо"
представало на этих портретах как проекция внутренних ощущений, как совокупность
впечатлений, в которых художник стремился выразить суть личности.
Петербург 1913 года
Основные события биографии Малевича в 1913 году развертывались в Петербурге,
где он оказался в эпицентре "бури и натиска" русского авангарда. Этот
год, последний мирный год старой России, начался для художника официальным вступлением
в "Союз молодежи". Третьего января Малевич был принят в члены содружества
вместе с Алексеем Моргуновым, Владимиром Татлиным и другими москвичами. Среди
дружеских привязанностей Малевича одно из главных мест принадлежало музыканту,
живописцу, композитору, издателю, теоретику искусства, скульптору, педагогу
Михаилу Васильевичу Матюшину (18б1 - 1934). Их знакомство состоялось в 1912
году, а год 1913 принес теснейшее сотрудничество и упрочение дружбы, продолжавшейся
до конца жизни обоих.
Три бессмертных полки одной этажерки
В 1913 году в промежутках между наездами в Петербург Малевич обретался в Кунцево,
неподалеку от Немчиновки, где вместе с семьей снимал дачу - это было много дешевле,
чем аренда квартиры в Москве. Нехватка денег была хронической (Матюшин высылал
деньги на проезд в Усиккирко не только Хлебникову). Иногда средств не хватало
даже на холст - и тогда в ход шла мебель. Трем полкам обыкновенной этажерки
суждено было обрести бессмертие, став тремя картинами Малевича. Туалетная шкатулка,
Станция без остановки (обе ГТГ), Корова и скрипка (ГРМ) имеют одни и те же размеры,
а по углам их деревянных прямоугольников заметны заделанные круглые отверстия,
через которые некогда проходили соединявшие их стойки.
Две первых работы, имеющие нейтральные названия, были исполнены по всем кубо-футуристическим
канонам. В их вертикальных композициях, скомпонованных из фрагментов со строгими
геометрическими очертаниями, явственно читались намеки на предлагаемые картиной
образы-обстоятельства: в Туалетной шкатулке таковыми являются деревянная панель
шкатулки, запиравший ее крючочек и так далее. В Станции без остановки (в Кунцево
поезда останавливались редко) пластическим камертоном служат клубы дыма, ассоциирующиеся
с движением паровоза.
Кардинальный сдвиг, скачок случился в третьей работе, родившейся из разломанной
этажерки.
По представлениям Малевича, основополагающим законом творчества был "закон
контрастов", именуемый им также "момент борьбы". Кристаллизацию
закона он относил к своему кубофутуристическому периоду.
В столкновении контрастных изображений Малевич увидел инструментарий, с помощью
которого можно взорвать, разрушить окостеневшие догмы старого искусства. Первой
картиной, наглядно воплотившей парадоксальность открытого закона, и стала Корова
и скрипка. Примечательно, что автор счел необходимым пояснить эпатажный смысл
сюжета обстоятельной надписью на обороте: "Алогическое сопоставление двух
форм - "корова и скрипка" - как момент борьбы с логизмом, естественностью,
мещанским смыслом и предрассудками. К.Малевич".
Следует подчеркнуть, что Корове и скрипке Малевич умышленно совместил две формы,
две "цитаты" символизирующие различные сферы искусства .
Корова и скрипка положила начало алогичным, заумным полотнам Малевича. На выставке
"Союза молодежи", открывшейся в ноябре 1913 года в Петербурге, он
объединил представленные работы в две группы: Заумный реализм и Кубофутуристический
реализм. Разделение было вполне условным: в первую группу попали не только полотна
первой крестьянской серии Крестьянка с ведрами, Утро после вьюги в деревне,
но и хрестоматийно кубофутуристические Точильщик ,Усовершенствованный портрет
Ивана Васильевича Клюнкова (так в каталоге!) и другие. Во вторую - Керосинка,
Стенные часы, Лампа, Портрет помещицы, Самовар. Слово "реализм" в
соединении с уточняющими прилагательными означало, что Малевич видел свою цель
в прорыве к реальности, лежавшей за пределами предметной иллюзорности.
Главная страница- - - -Русский авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография Малевича
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru