Главная страница- - - -Русский
авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография
Малевича
Под "подражанием иконе" он имел в виду прежде всего Этюды фресковой
живописи. Однако золотистые темперы были прямолинейной и не слишком убедительной
стилизацией иконописи, а по существу её традиции оказали влияние на тот жанр
Малевича который он определял словом "трудовой". Взгляд Малевича на
происхождение иконы отличался оригинальностью - он считал ее высшей ступенью
"крестьянского искусства". Вместе с тем, какая-то правда была в его
отношении к иконописи как подлинно народному виду творчества: без святых образов
был немыслим крестьянский быт. На полотнах первой крестьянской серии - Жница,
Плотник, Крестьянка с ведрами и ребенком, Уборка ржи (все 1912, Стеделик музеум,
Амстердам) - хорошо виден решительный перелом в искусстве Малевича. Фигуры крестьян,
занятых насущными заботами, распространены на все поле картины, они примитивистски
упрощены, преднамеренно укрупнены и деформированы во имя большей выразительности,
иконописны по звучанию цвета и строго выдержанной плоскостности . Сельские жители,
их труд и быт возвеличены и героизированы. Крестьяне Малевича, словно составленные
из выгнутых листов жесткого, с металлическим отливом материала, при всей своей
схематичности первоначально обладали узнаваемыми формами реальных мужских и
женских фигур. Грубо вырубленные головы и мощные тела чаще всего размещались
в профиль; персонажи, изображенные в фас, впечатляли монументальной застьшостью
черт. Крестьянские физиономии явно хранили воспоминания о сумрачных ликах церковных
образов. Вместе с тем, "иконописные" головы крестьянок, молящихся
в храме, или лицо деревенского косаря, торжественно предстоявшего на пылающем
красном фоне, удивительным образом сочетали каноническую большеглазость и обобщенность
внеиндивидуальных черт с трехгранными носами и экзотической окраской лиц. В
замыкавших крестьянскую серию полотнах - Женщина с ведрами (1912, Музей современного
искусства, Нью-Йорк), Утро после вьюги в деревне (1912, Музей Соломона Гуггенхейма,
Нью-Йорк), Голова крестьянской девушки (1913, Стеделик музеум, Амстердам) -
цилиндры и конусы, еще напоминая о породивших их человеческих фигурах и бытовых
сюжетах, все более и более обособлялись, начинали вести самочинную жизнь. Формировался
новый художественный строй картины: она была призвана воздействовать на зрителя
уже не фабулой, темой, а прежде всего выразительной игрой живописных элементов.
Они подчинялись собственной пульсации, собственной логике в пространственном
расположении, рифмуясь или контрастируя друг с другом. Композиция тяготела к
сложной пластической партитуре, насыщенной ритмическими повторами, неожиданными
столкновениями или мягкими созвучиями красок, оттенков и линий.
Главная страница- - - -Русский авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография Малевича
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru