Главная страница- - - -Русский
авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография
Малевича
Малевич выделялся среди русских авангардистов еще и тем, что вплоть до 1927
года никогда не ездил за границу. Знакомство с зарубежной художественной жизнью,
обучение в европейских городах и школах было неизбежным и неукоснительным этапом
почти для всех отечественных мастеров, вступивших в профессиональную жизнь в
конце XIX - начале XX века. Желание посетить Европу у Малевича существовало
всегда, но средств для этого не было.
Первой зарубежной столицей для урожденного поляка стала Варшава, куда он прибыл
в начале марта 1927 года. Здесь его ждал воодушевляющий прием у коллег (власти
подозрительно отнеслись к советскому гражданину). В отеле "Полония"
была развернута экспозиция из супрематических полотен, здесь же художник прочел
одну из своих лекций.
В Берлине, куда он приехал 29 марта, Малевичу был предоставлен зал на ежегодной
Большой Берлинской художественной выставке, проходившей с 7 мая по 30 сентября.
Творчество русского новатора было по достоинству оценено немецкой художественной
общественностью. В письме к Льву Юдину Малевич писал: "Немцы меня встретили
лучше не придумаешь. ... Я страшно хотел бы, чтобы вы посмотрели все, какое
ко мне отношение уже в другом государстве. Я думаю, что еще ни одному художнику
не было оказано такого гостеприимства. С мнением моим считаются как с аксиомой.
Одним словом, слава льется, как дворником улица метется"
Русский гость предполагал пробыть в Берлине до закрытия выставки, а затем повезти
свои работы в Париж, тогдашнюю художественную столицу мира, давнюю цель своих
устремлений. Однако пятого июня после получения некоего официального письма
с неизвестным содержанием ему пришлось срочно выехать в СССР. Все полотна, находившиеся
в экспозиции берлинской выставки, а также привезенный на Запад архив он оставил
на попечение немецких друзей, архитектора Хуго Херинга и семейства фон Ризен.
И хотя Малевич надеялся вернуться сюда через год и продолжить турне по Европе,
глухие недобрые предчувствия заставили его написать торопливое завещание на
листке бумаги: "В случае смерти моей или безвыходного тюремного заключения
и в случае, если владелец сих рукописей пожелает их издать, то для этого их
нужно изучить и тогда перевести на иной язык, ибо, находясь в свое время под
революционным влиянием, могут быть сильные противоречия с той формой защиты
Искусства, которая есть у меня сейчас, т<о есть> 1927 года. Эти положения
считать настоящими. 30 Май 1927 Berlin"2.
После возвращения на родину Малевич был арестован и провел несколько недель
в заключении. Старинный друг, партиец Кирилл Иванович Шутко, занимавший в те
годы видный пост приложил все усилия для освобождения художника.
Картины и архив, оставленные на Западе, пережили целый ряд злоключений. Однако
большой удачей можно считать одно то, что наследию Малевича удалось уцелеть
при гитлеровском режиме, поскольку его полотна явно принадлежали к искусству,
которое нацистские идеологи называли "дегенеративным" и тщательно
истребляли. Судьба сохранила холсты и в войну - угол подвала, где они были спрятаны,
чудом оказался неразрушенным, когда в дом попала бомба. К сожалению, самые большие
полотна -числом около пятнадцати - из-за своей нетраспортабельности остались
на складе в Берлине и пропали.
Советские власти совсем не интересовались зарубежным наследием гениального соотечественника
- более того, в 1970-е годы, когда давно уже был ясен масштаб его творчества,
с безответственным небрежением распоряжались национальным достоянием.
Главная страница- - - -Русский авангардизм- - - -Казимир Малевич- - - -Биография Малевича
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru