Главная страница- - -постимпрессионизм-
- -Поль Гоген
Французский художник Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже
7 июня 1848. В 1865 он присоединился к команде торгового судна и совершил несколько
долгих морских путешествий. В возрасте 23 лет начал успешную, но кратковременную
деловую карьеру в Париже. Финансовые успехи позволили Гогену заняться коллекционированием
произведений импрессионистов. Гоген не получил регулярного художественного образования,
если не считать нескольких уроков, которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро.
В 1883 он оставил коммерческую деятельность, чтобы полностью посвятить себя
живописи; это привело к нищете и разрыву с семьей. В 1887 Гоген предпринял путешествие
на остров Мартиника; во время пребывания там он осознал, что для творческого
вдохновения нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой. В 1888 он некоторое
время провел в Бретани. В своих работах, выполненных в Бретани, в противоположность
ярким произведениям импрессионистов, он сосредоточил внимание на изображении
суровой красоты этой местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих
наиболее известных бретонских работ - "Видение после проповеди" (1888)
художник акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно, является
результатом его знакомства с японской гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина
"Желтый Христос" (1889) тоже относятся к бретонскому периоду творчества.
В эти годы Гоген становится лидером нового направления -
синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело
очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета
для достижения эмоционального эффекта.
В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе
с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886. Во время этой поездки он
создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во
время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля.
В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы на
вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити. Разочарование во французской
колониальной жизни заставило его направиться в глубь острова. В своих картинах
Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущение земного рая
и золотого века человечества. Среди произведений этого периода его творчества
- "Манао Тупапау - Следящий Дух мертвого" (1892) и "Таитянские
пасторали" (1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж.
Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена второго таитянского
периода сходны с декоративными фризовыми композициями. Среди них панно "Откуда
мы? Кто мы? Куда мы идем?" (1898, Бостон, Музей изящных искусств) - аллегория
на тему этапов человеческой жизни. В своих последних работах Гоген воплотил
образы идеальной жизни вне времени и пространства.
В 1898, почти лишенный средств к существованию, в полном
отчаянии, Гоген пытался покончить с собой. В 1901 он перебрался на остров Доминик
(Маркизские острова), где, больной и одинокий, умер 8 мая 1903.
Главная страница- - -постимпрессионизм-
- -Поль Гоген
©старатель, 2003. All rights reserved.
E-mail: starat@rambler.ru