Импрессионизм. Художники.
Андо Хиросиге
Огюст
Ренуар
Эдгар
Дега
Клод Моне
Эдуард
Мане
Камиль Писсарро
Альфред Сислей
Джеймс Уистлер
Постимпрессионизм. Художники.
Поль Сезанн
Поль Гоген
Винсент ван Гог
Анре де Тулуз Лотрек
Термин импрессионизм родился случайно.
Поводом послужило название пейзажа К.Моне "Впечатление. Восход
солнца" (от французского impression - впечатление), появившегося
на выставке импрессионистов в 1874 году. Это первое публичное выступление
группы художников, объединившихся вокруг Э.Мане (в него входили К.Моне,
Э.Дега, О.Ренуар, А.Сислей, К.Писсарро и другие), было встречено официальной
буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. Правда, уже с конца
1880-х годов формальные приемы их живописи были подхвачены представителями
академического и салонного искусства, что дало повод Дега с горечью
заметить: "Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы".
Сейчас, когда горячие споры об импрессионизме ушли в прошлое, вряд ли
кто решится оспаривать, что движение импрессионистов было дальнейшим
шагом в развитии европейской реалистической живописи. "Импрессионизм
- это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения
реальной действительности" (В. Н. Прокофьев). Стремясь к максимальной
непосредственности и точности в передаче зримого мира, они стали писать
преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры,
почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой
в мастерской.
Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись
от землистых и коричневых лаков и красок. Условная, "музейная"
чернота в их полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов
и цветных теней. Они неизмеримо расширили возможности изобразительного
искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту
лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь
его ночных огней и ритм непрестанного движения.
В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый
ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное
место. Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно
только "пейзажное" восприятие действительности, в чем их нередко
упрекали. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно
широк. Интерес к человеку, и в особенности к современной жизни Франции,
в широком смысле был присущ ряду представителей этого направления. Его
жизнеутверждающий, демократический в своей основе пафос отчетливо противостоял
буржуазному миропорядку. В этом нельзя не видеть преемственности импрессионизма
по отношению к основной линии развития французского реалистического
искусства XIX века.
Вместе с тем импрессионизм и, как мы увидим далее, постимпрессионизм
- это две стороны, или, вернее, два последовательных временных этапа
того коренного перелома, который положил рубеж между искусством Нового
и Новейшего времени. В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершает
развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого
было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой
действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса
переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы
качественно нового его этапа -искусства ХХ века
|