Главная страница- -
- - - - -Импрессионизм- - - - - -живопись
Ренуара
|
В отличие от полотен "подлинных" импрессионистов живопись Огюста
Ренуара (1841-1919) развивалась в прямо противоположном направлении. Его
технологические устремления были сосредоточены, как и у Делакруа, на приемах
прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и корпусно
положенных красочных слоев, виртуозной, "мягкой" живописной кинетики,
структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров.
Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное
их сопоставление - то полупрозрачных, то корпусно положенных, обусловленое движением
кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов,
колористическими или валёрными особенностями конкретного участка картины,- создает
ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись
Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар
стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих
поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную
и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок
и лессировку.Ренуар пишет сравнительно немного портретов. К середине 1870-х
годов портретный жанр выдвигается вперед. Речь должна идти не о количестве написанных
портретоп, а о том. что на протяжении пяти-шести лет Ренуар полностью раскрывает
свои возможности в этой области.
Художник обладал удивительной способностью замечать в жизни ее лучшие стороны.
Он хотел видеть и видел приятные и здоровые липа. Молоденькие женщины, девушки,
дети стали для Ренуара воплощением радости бытия, его квинтэссенцией. В сознании
художника существовал свой тип женской красоты, свой идеал. Он не был условен,
не был и холоден. Он видоизменялся при каждом ином соприкосновении с жизнью,
хотя и оставался постоянным, специфически ренуаровским. "Женщина Ренуара!
Этот возглас всегда срывается с губ, когда стоишь перед портретами тех, кто
обязан художнику своей жизнью в искусстве,-пишет Г. Жеффруа.-У каждой в глазах
и на устах трепещет нечто странное и бессознательное, как бывает, когда женщина
смотрит обновленным взглядом на окружающее, когда улыбаются ее губы, жаждущие
поцелуя или готовые спеть песню. Взгляд, одновременно нежный и острый, скользит
между ресниц. . . Характернои чертой ренуаропской женщины являются маленький
прелестный и упрямый лоб и несколько тяжелый, чувственный подбородок. В портретах
Ренуара, даже в тех, в которых он дальше всего отстоит от непосредственного
наблюдения, он находит эти нравящиеся ему детали, он видит в них живые проявления
женственности" .
На выставке 1877 года-третьей выставке импрессионистов - Ренуар показал в числе
двадцати двух картин "Портрет Анриетт Анрио"
(1876, Вашингтон, Национальная галерея) и "Портрет Жанны
Самари" (1877, Москва, Государственный музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина). Обе изображенные-актрисы, которых художник писал неоднократно.
Подвижный бело-голубой фон как бы материализуется в фигуре Лириетт Априо, возникающей,
подобно видению, из бело-голубой пены. Постепенно формы уплотняются, очертания
становятся отчетливее, и перед зрителем возникает лицо с карими глазами, темными
дугами бровей и обрамляющими его рыже-каштановыми волосами. Контрасты трепетных,
как бы растворяющихся друг в друге и четких, ложащихся по форме мазков одновременно
и передают движение и останавливают его.
В такой же манере написан "Портрет Жанны Самари". Фигура актрисы "вбирает"
цвет из переливчатого фона, в котором, кажется, звучат все оттенки, но доминируют
все же красновато-розовые. В полном соответствии с иным типом модели решает
Ренуар проблему цветовых взаимоотношений фигуры и фона. Утонченному, но несколько
однообразному колориту портрета мадам Анрио приходят на смену звучные аккорды
дополнительных красных и зеленых цветов. При написании лица мазок Ренуара становится
более точным, чем при написании фона,- он ясно обозначает крупный рот, играющий
на щеках румянец, большие, отливающие синевой глаза, золотистую челку.
Ренуар всегда чуждался литературности. Тем не менее, продолжая сопоставления
с литературой, хочется и в данном случае вспомнить имя писателя, близко стоявшего
по своему творческому методу к импрессионистам. Это Мопассан. Как это ни парадоксально,
самих импрессионистов Мопассан явно недооценивал (факт непонимания живописи
французских художников-новаторов XIX века со стороны писателей - явление очень
распространенное). Однако достаточно перелистать страницы романов и новелл Мопассана,
чтобы почувствовать удивительное созвучие, близость поэтического видения женщины
писателем и художником! Вот Жорж Дюруа, главный герой романа Мопассапа "Милый
друг", взглянул на спою возлюбленную, госпожу де Марель: "Она была
все так же изящна, красива, и все такие же бойкие, живые были у нее глаза".
А вот герой "Нашего сердца" впервые увидел госпожу де Бюрн: ".
. .ясное лицо слегка рыжеватой блондинки, с непокорными завитками на висках,
пылавшими, как горящий хворост. Тонкий вздернутый нос, живая улыбка, рот с четко
очерченными губами, глубокие ямочки на щеках, чуть выдающийся раздвоенный подбородок.
. . Глаза были
голубые, блекло-голубые, словно синева их выгорела, стерлась, слиняла, а посредине
сверкали черные, круглые, расширенные зрачки" . Подобно Ренуару, Мопассан
кладет один "мазок" за другим, уточняя и одновременно делая зыбким,
неопределенным увиденное: глаза у мадам де Бюрн голубые, нет - блекло-голубые,
не просто блекло-голубые, а синева их как будто выгорела.
Раздумывая о современных ему художниках, писатель заметил: "Чтобы судить
об искусстве, об исканиях, характерных для сегодняшнего дня, нужны прежде всего
утонченность и чувствительность зрения. . .". В этих словах словно бы совет
всякому, кто захочет насладиться живописью Ренуара: смотрите, воспринимайте
движение каждого мазка, который искрится и светится, ощущайте звучание красочных
аккордов, образующих на холсте сияющие комбинации, радуйтесь живым выражениям
веселых и ясных лиц!
0. Рейтерсверд в книге "Импрессионисты перед публикой и критикой"
собрал высказывания критиков о "Портрете Жанны Самари". Картину ругали
(П. Манц, Р. Баллю, П. Вероп, Л. Леруа), называя её безобразным беглым наброском,
далеким от истинного портрета. Исполнение ее называли небрежным и примитивным.
В то же премя среди писавших об этой работе критиков были и тонкие ценители
вроде Ф. Бюрти, заметившего, как в портретах Ренуара оживает образ очаровательной
субретки XVIII века, нежной, грациозной и кокетливой.
Увлечение французским искусством XVIII столетия проявилось еще в годы Второй
империи. Братья Гонкуры, например, начав с изучения французского общества эпохи
Великой французской революции, все глубже и глубже погружались в историю и культуру
минувшего века. Их восприятие искусства XVIII столетия было во многом окрашено
ностальгией, печальной меланхолией, характерными для неудовлетворенного современностью
интеллигента. Художники, напротив, старались, погрузившись в атмосферу XVIII
века, обрести легкость, бездумность, которые при поверхностном взгляде кажутся
характерными для нее.
Мужские портреты Ренуара уступают женским. Мужественные, сильные и сложные характеры
не привлекали художника. Удачнее других портреты Виктора Шоке, скромного служащего
таможенного управления, ставшего горячим приверженцем импрессионистов. В созданных
Ренуаром в 1870-е годы двух его портретах (США, Кембридж, музей Фогг; Винтертур,
частное собрание) передана тонкая и артистичная натура.
Как у Мане и Дега, пастель со временем стала играть заметную роль в творчестве
Ренуара. Художник тонко чувствовал и умело использовал её возможности. Особенно
хороши выполненные пастелью детские портреты. Ренуара интересует ребенок любого
возраста: и когда он еще являет собою просто подвижный кусочек материи, и когда
растет. Ренуар улавлипает в юном портретируемом черты формирующейся натуры.
В последнем случае художник предпочитает изображать девочек, в образах которых
уже чувствуется пробуждающаяся женственность.
Ренуар изображает детей с игрушками, с домашними животными, с музыкальными инструментами,
одних или со взрослыми, в интерьере или на природе, почти всегда в активном
общении с окружающим миром. Нежные, переливчатые сочетания цветов в одежде и
фоне, гладкая, как будто фарфоровая кожа, мягкость и шелковистость волос, широко
открытый ясный взгляд - все превращается под кистью Ренуара в настоящий гимн
человеческой весне.
Запечатлел художник детские образы и в рисунках. Портрет дочери Берты Моризо,
вошедший в искусствоведческую литературу под названием "Девочка с кошкой"
(1887, Париж, частное собрание), убеждает в том, что Ренуар был не только превосходным
живописцем, но и великолепным рисовальщиком. Чистая линия, уверенная и плавная,
заставляет вспомнить рисунки итальянских ренессансных мастеров.
Главная страница- - - - - - -Импрессионизм- - - - - -живопись Ренуара
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru