Главная страница- - - - - - -
- - - Сюрреализм- - - - - - - - - - Иероним Босх
Искушение
Святого Антония "Демон" Сова и
чертополох |
Иероним Босх — замечательно своеобра-
зный художник. Чисто нидерландские пристальность и наблюдательность сочетаются
у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором. Один из
его любимых сюжетов — «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы.
Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных
тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных,
чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных
и неорганических элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы. Совсем жутко
становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Вся эта
кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых
химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Апофеоз босховской демонологии
— его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные люди, перемешавшись
с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в мучительной похоти,
их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных инструментов, стискивают
и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы, глотают. Можно подумать, что
Босх просто обладал болезненным воображением и был, так сказать, декадентом
XV века. Однако это не совсем справедливо. Странные фантасмагории Босха
рождены философическими потугами разума. Он стоял на пороге XVI века, а это
была эпоха, заставляющая мучительно размышлять. Босха, по-видимому, одолевали
раздумья о живучести и вездесущности мирового зла, которое, как пиявка, присасывается
ко всему живому, о вечном круговороте жизни и смерти, о непонятной расточительности
природы, которая повсюду сеет личинки и зародыши жизни — и на земле, и под землей,
и в гнилом стоячем болоте. Босх наблюдал природу, может быть, острее
и зорче других, но не находил в ней ни гармонии, ни совершенства. Почему и зачем
мир кишит столькими странными созданиями? Почему человек, венец природы, так
же, как они, обречен смерти и тлену, почему он слаб и жалок, почему он мучает
других, мучает себя и непрерывно подвергается мучениям?
Уже одно то, что Босх задается такими вопросами, говорит о разбуженной
пытливости — явлении, сопутствующем гуманизму. Гуманизм ведь не означает только
славословия всему человеческому. Он означает и стремление проникнуть в суть
вещей, разгадать загадки мироздания. У Босха это стремление окрашивалось
в мрачные тона, но само по себе оно все же было симптомом той самой умственной
жажды, которая побуждала Леонардо да Винчи исследовать всё и вся — прекрасное
и безобразное. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно,
ощущал в нем единство. В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым
на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения.
Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую
противоречия концепцию бытия. Он дает доступ в райские сады своим уродливым
тварям, которые и здесь ползут, лезут на берег из яйцевидного темного пруда,
очевидно, символизирующего вечно рождающее лоно праматери-природы. Но в раю
они выглядят безобидными, больше забавными, чем страшными, и резвятся на лугах,
озаренных розовым светом, рядом с красивыми белыми птицами и животными. А в
другой части райской панорамы густые стаи темных птиц вихрем вырываются из пещеры
в скале, напоминающей жерло огромной печи, неустанно выпекающей все новые жизни,
взмывают вверх, потом возвращаются, снова погружаясь в темноту и опять вылетая
на свет. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества».
Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство. Почему он мог принять
такое мрачное и гротескное направление, как у Босха? — чтобы это понять, надо
вспомнить, что, во-первых, культура Нидерландов была плотью от плоти средних
веков, а во-вторых, для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые,
грозные времена. Маленькая, но богатая страна, ранее входившая в состав самостоятельного
герцогства Бургундского, теперь перешла во владение хищных Габсбургов. Чем больше
процветал Антверпен — международный порт, «цветок моря», тем бесцеремоннее грабили
его испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих мировых доходов. В Нидерландах
распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II,
был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы,
пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся
люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты,
занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На
протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем
в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле
Уленшпигеле». Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться. Этого
нельзя сказать о романизирующих течениях, то есть находившихся под влиянием
итальянского чинквеченто,— они стали распространяться в Нидерландах в XVI веке.
Их несамобытность очень заметна. Иной раз буквально заимствовали композиции
Леонардо или переносили в живопись его рисунки. Изображение «классической наготы»,
прекрасное у итальянцев, нидерландцам решительно не давалось и выглядело даже
несколько комически, как «Нептун и Амфитрита» Яна Госсарта, с их пышными раздутыми
телесами. Был у нидерландцев и свой провинциальный «маньеризм». Самое же интересное,
что они сделали в XVI веке,— это разработка жанров станковой картины, бытового
и пейзажного. Развитию их способствовало то, что в Нидерландах, как и в Германии,
самые широкие круги, ненавидя папскую курию и католическое духовенство, все
больше отвращались от католицизма и требовали церковных реформ. А реформы Лютера
и Кальвина включали элемент иконоборчества; интерьеры протестантских церквей
должны были быть совершенно простыми, голыми — ничего похожего на богатое и
эффектное убранство католических храмов. Значит, монументальные росписи, статуи,
живопись алтарей уже не находили прежнего применения, да и вообще религиозное
искусство сильно сокращалось в объеме, раз оно переставало быть культовым. Близилось
царство станковой светской живописи — не удивительно, что раньше всего в странах,
провозгласивших Реформацию стали появляться уже чисто жанровые картины с изображениями
торговцев в лавках, менял в конторах, крестьян на рынке, женщин в будуарах,
игроков в карты и кости. Композиции преимущественно «полуфигурные», что ясно
указывает на их прямую связь с жанром портрета. Бытовой жанр вырос, «отпочковался»
из портретного, а пейзажный — из тех ландшафтных фонов, которые нидерландцы
всегда писали с такой любовью. Эти фоны разрастались, подчиняли себе фигуры,
превращавшиеся иногда в стаффаж, отсюда оставался только шаг до чистого пейзажа.
Антверпенский мастер Патинир считается основоположником пейзажного жанра в Европе.
Как видим, все это были важные сдвиги в художественной культуре. Но начинали
их мастера, сами по себе не очень значительные, и в целом картина художественной
жизни Нидерландов в XVI веке была менее яркой, хотя и более разнообразной, чем
в XV веке. Однако все искупает и все в себе концентрирует колоссальный талант
Питера Брейгеля, прозванного Мужицким.
Он в высшей степени обладал тем, что называют национальным своеобразием: все
замечательные особенности его искусства взращены на почве самобытных нидерландских
традиций, причем больше всего он обязан Босху.
главная страница Сальвадор Дали
© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved.