Rambler's Top100
Главная страница сайта- - -Русская икона - - - Русские художники - - - Русский авангардизм - - -Франциско Гойя

Андрей Рублев
Ок. 1360 или 1370, ? - 1430, Москва

О жизни гениального Рублева известно так мало, что даже
десятилетие, приблизительно обозначающее дату его рождения, определяется
по косвенным данным. Можно предполагать, что он родился в Центральной
России, скорее всего в Московском княжестве, что он происходил из семьи
ремесленника ("рубель" - инструмент для накатки кож). Первое упоминание о
нем в летописи относится к 1405 г. Там говорится о том, что исполнение
росписей Благовещенского собора в Московском Кремле было поручено
знаменитому Феофану Греку, мастеру Прохору ("старцу с Городца") и чернецу
Андрею Рублеву. Из этого следует, что он уже успел стать монахом и сменил
неизвестное нам, полученное при рождении, имя на имя Андрей. Предполагают,
что постригся он в Троицком монастыре при настоятеле Никоне, ученике и
преемнике Сергия Радонежского. Росписи Благовещенского собора утрачены, но
в иконостасе собора сохранилось 7 икон работы Рублева. Они свидетельствуют
о его высоком мастерстве и следовании византийской традиции, в русле
которой развивалась русская и кона.

К 1408 г. относится второе летописное упоминание - о том, что
Рублев с "иконником Данилой" (Даниилом Черным) 25 мая начал расписывать
Успенский собор во Владимире. Это единственные сохранившиеся росписи
Рублева. В них уже обнаруживается отход от византийской традиции и
зарождение традиции чисто русской, для которой характерен не ужас перед
Страшным Судом, а надежда на переход из земной жизни в светлую и вечную
загробную жизнь и упование на милосердие сострадающего Иисуса Христа. К
1410-м гг. принято относить и 3 иконы "Звенигородского чина" (названного
так условно, по месту, где они были найдены): "Спас", "Архангел Михаил" и
"Апостол Павел". В них, особенно в "Спасе", новая традиция находит свое
зрелое воплощение, знаменуя начало золотого века - расцвета русского
иконописания.

Возможно, что в это время или несколько позднее Рублев написал и
"Троицу" - лучшую из русских икон и шедевр мирового искусства. Здесь ему
удалось создать настроение душевной гармонии, созвучности трех светлых
душ, общающихся в безмолвной беседе друг с другом. Доступная каждому по
своему эмоциональному содержанию, "Троица" вместе с тем представляет собой
идеальное воплощение сложного богословского содержания; внешне кажущаяся
крайне простой, она построена с изощренным композиционным мастерством.
"Троица" Рублева стала образцом для громадного множества подражаний и
повторений, но ни одно из них не смогло приблизиться к ее уровню.

В середине 1420-х гг. Рублев вместе с Даниилом Черным руководил
росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Росписи утрачены, а в
иконах, сохраняющих печать таланта и мастерства, начинает ощущаться
возраст художника. Утрачена и последняя его работа - росписи в Спасском
соборе Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где обитал Рублев и где
сейчас находится Музей древнерусского искусства, носящий его имя.

В искусстве Рублева выразился перелом в духовной жизни России,
приближавшейся после Куликовской битвы (1380) к полному освобождению от
татаро-монгольского ига, - надежда на добрые перемены и на согласие людей,
вера в высшие ценности бытия. Сам Рублев, по преданию, был спокойным и
кротким человеком, чье существование было занято только монастырской
службой, искусством и размышлениями. Дата его смерти - единственная точная
дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как
плита погибла. Еще при жизни Рублев пользовался почитанием, а после смерти
превратился в легендарную фигуру, своего рода символ высочайшего и
духовного искусства. Однако долгое время его авторитет был лишь слабым
отголоском того, давнего почитания: никто толком не знал, какие работы ему
точно принадлежат, а такая бесспорная и знаменитая работа, как "Троица",
за прошедшие годы изменилась неузнаваемо и судить о ее достоинствах стало
невозможно. Лишь в XX в. благодаря уси лиям многих исследователей и
реставраторов наше понимание его творчества и восприятие Рублева как
одного из гениев мирового искусства наполнилось реальным смыслом.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Богоматерь Владимирская. После 1410. .Яичная темпера.
Богоматерь Владимирская. После 1410. .Яичная темпера.
Апостол Павел.Конец XIV.Яичная темпера.
Апостол Павел.Конец XIV.Яичная темпера.
Спас. Фрагмент иконы из Деисусного, так называемого Звенигородского чина. 1410-е.Яичная темпера.
Спас. Фрагмент иконы из Деисусного, так называемого Звенигородского чина. 1410-е.Яичная темпера.
Троица.1420-е.Яичная темпера.
Троица.1420-е.Яичная темпера.

 

© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved.        E-mail: endryr@rambler.ru


Hosted by uCoz