Rambler's Top100
Главная страница- - - - - - -Импрессионизм- - - - - -живопись Ренуара

Пьер Огюст Ренуар

 Картины Ренуара

 Биография Ренуара

Живопись Ренуара

В отличие от полотен "подлинных" импрессионистов живопись Огюста Ренуара (1841-1919) развивалась в прямо противоположном направлении. Его технологические устремления были сосредоточены, как и у Делакруа, на приемах прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и корпусно положенных красочных слоев, виртуозной, "мягкой" живописной кинетики, структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров.
Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное их сопоставление - то полупрозрачных, то корпусно положенных, обусловленое движением кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов, колористическими или валёрными особенностями конкретного участка картины,- создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку.Ренуар пишет сравнительно немного портретов. К середине 1870-х годов портретный жанр выдвигается вперед. Речь должна идти не о количестве написанных портретоп, а о том. что на протяжении пяти-шести лет Ренуар полностью раскрывает свои возможности в этой области.
Художник обладал удивительной способностью замечать в жизни ее лучшие стороны. Он хотел видеть и видел приятные и здоровые липа. Молоденькие женщины, девушки, дети стали для Ренуара воплощением радости бытия, его квинтэссенцией. В сознании художника существовал свой тип женской красоты, свой идеал. Он не был условен, не был и холоден. Он видоизменялся при каждом ином соприкосновении с жизнью, хотя и оставался постоянным, специфически ренуаровским. "Женщина Ренуара! Этот возглас всегда срывается с губ, когда стоишь перед портретами тех, кто обязан художнику своей жизнью в искусстве,-пишет Г. Жеффруа.-У каждой в глазах и на устах трепещет нечто странное и бессознательное, как бывает, когда женщина смотрит обновленным взглядом на окружающее, когда улыбаются ее губы, жаждущие поцелуя или готовые спеть песню. Взгляд, одновременно нежный и острый, скользит между ресниц. . . Характернои чертой ренуаропской женщины являются маленький прелестный и упрямый лоб и несколько тяжелый, чувственный подбородок. В портретах Ренуара, даже в тех, в которых он дальше всего отстоит от непосредственного наблюдения, он находит эти нравящиеся ему детали, он видит в них живые проявления женственности" .
На выставке 1877 года-третьей выставке импрессионистов - Ренуар показал в числе двадцати двух картин "Портрет Анриетт Анрио" (1876, Вашингтон, Национальная галерея) и "Портрет Жанны Самари" (1877, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Обе изображенные-актрисы, которых художник писал неоднократно. Подвижный бело-голубой фон как бы материализуется в фигуре Лириетт Априо, возникающей, подобно видению, из бело-голубой пены. Постепенно формы уплотняются, очертания становятся отчетливее, и перед зрителем возникает лицо с карими глазами, темными дугами бровей и обрамляющими его рыже-каштановыми волосами. Контрасты трепетных, как бы растворяющихся друг в друге и четких, ложащихся по форме мазков одновременно и передают движение и останавливают его.
В такой же манере написан "Портрет Жанны Самари". Фигура актрисы "вбирает" цвет из переливчатого фона, в котором, кажется, звучат все оттенки, но доминируют все же красновато-розовые. В полном соответствии с иным типом модели решает Ренуар проблему цветовых взаимоотношений фигуры и фона. Утонченному, но несколько однообразному колориту портрета мадам Анрио приходят на смену звучные аккорды дополнительных красных и зеленых цветов. При написании лица мазок Ренуара становится более точным, чем при написании фона,- он ясно обозначает крупный рот, играющий на щеках румянец, большие, отливающие синевой глаза, золотистую челку.
Ренуар всегда чуждался литературности. Тем не менее, продолжая сопоставления с литературой, хочется и в данном случае вспомнить имя писателя, близко стоявшего по своему творческому методу к импрессионистам. Это Мопассан. Как это ни парадоксально, самих импрессионистов Мопассан явно недооценивал (факт непонимания живописи французских художников-новаторов XIX века со стороны писателей - явление очень распространенное). Однако достаточно перелистать страницы романов и новелл Мопассана, чтобы почувствовать удивительное созвучие, близость поэтического видения женщины писателем и художником! Вот Жорж Дюруа, главный герой романа Мопассапа "Милый друг", взглянул на спою возлюбленную, госпожу де Марель: "Она была все так же изящна, красива, и все такие же бойкие, живые были у нее глаза". А вот герой "Нашего сердца" впервые увидел госпожу де Бюрн: ". . .ясное лицо слегка рыжеватой блондинки, с непокорными завитками на висках, пылавшими, как горящий хворост. Тонкий вздернутый нос, живая улыбка, рот с четко очерченными губами, глубокие ямочки на щеках, чуть выдающийся раздвоенный подбородок. . . Глаза были
голубые, блекло-голубые, словно синева их выгорела, стерлась, слиняла, а посредине сверкали черные, круглые, расширенные зрачки" . Подобно Ренуару, Мопассан кладет один "мазок" за другим, уточняя и одновременно делая зыбким, неопределенным увиденное: глаза у мадам де Бюрн голубые, нет - блекло-голубые, не просто блекло-голубые, а синева их как будто выгорела.
Раздумывая о современных ему художниках, писатель заметил: "Чтобы судить об искусстве, об исканиях, характерных для сегодняшнего дня, нужны прежде всего утонченность и чувствительность зрения. . .". В этих словах словно бы совет всякому, кто захочет насладиться живописью Ренуара: смотрите, воспринимайте движение каждого мазка, который искрится и светится, ощущайте звучание красочных аккордов, образующих на холсте сияющие комбинации, радуйтесь живым выражениям веселых и ясных лиц!
0. Рейтерсверд в книге "Импрессионисты перед публикой и критикой" собрал высказывания критиков о "Портрете Жанны Самари". Картину ругали (П. Манц, Р. Баллю, П. Вероп, Л. Леруа), называя её безобразным беглым наброском, далеким от истинного портрета. Исполнение ее называли небрежным и примитивным. В то же премя среди писавших об этой работе критиков были и тонкие ценители вроде Ф. Бюрти, заметившего, как в портретах Ренуара оживает образ очаровательной субретки XVIII века, нежной, грациозной и кокетливой.
Увлечение французским искусством XVIII столетия проявилось еще в годы Второй империи. Братья Гонкуры, например, начав с изучения французского общества эпохи Великой французской революции, все глубже и глубже погружались в историю и культуру минувшего века. Их восприятие искусства XVIII столетия было во многом окрашено ностальгией, печальной меланхолией, характерными для неудовлетворенного современностью интеллигента. Художники, напротив, старались, погрузившись в атмосферу XVIII века, обрести легкость, бездумность, которые при поверхностном взгляде кажутся характерными для нее.
Мужские портреты Ренуара уступают женским. Мужественные, сильные и сложные характеры не привлекали художника. Удачнее других портреты Виктора Шоке, скромного служащего таможенного управления, ставшего горячим приверженцем импрессионистов. В созданных Ренуаром в 1870-е годы двух его портретах (США, Кембридж, музей Фогг; Винтертур, частное собрание) передана тонкая и артистичная натура.
Как у Мане и Дега, пастель со временем стала играть заметную роль в творчестве Ренуара. Художник тонко чувствовал и умело использовал её возможности. Особенно хороши выполненные пастелью детские портреты. Ренуара интересует ребенок любого возраста: и когда он еще являет собою просто подвижный кусочек материи, и когда растет. Ренуар улавлипает в юном портретируемом черты формирующейся натуры. В последнем случае художник предпочитает изображать девочек, в образах которых уже чувствуется пробуждающаяся женственность.
Ренуар изображает детей с игрушками, с домашними животными, с музыкальными инструментами, одних или со взрослыми, в интерьере или на природе, почти всегда в активном общении с окружающим миром. Нежные, переливчатые сочетания цветов в одежде и фоне, гладкая, как будто фарфоровая кожа, мягкость и шелковистость волос, широко открытый ясный взгляд - все превращается под кистью Ренуара в настоящий гимн человеческой весне.
Запечатлел художник детские образы и в рисунках. Портрет дочери Берты Моризо, вошедший в искусствоведческую литературу под названием "Девочка с кошкой" (1887, Париж, частное собрание), убеждает в том, что Ренуар был не только превосходным живописцем, но и великолепным рисовальщиком. Чистая линия, уверенная и плавная, заставляет вспомнить рисунки итальянских ренессансных мастеров.

Картины Ренуара

Биография Ренуара


Главная страница- - - - - - -Импрессионизм- - - - - -живопись Ренуара

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved.        E-mail: starat@rambler.ru

Hosted by uCoz