Главная страница- - - - - - - -Cовременная проза- - - - - - - - -Татьяна Калашникова
Поэтам всех времен и
народов посвящаетсяI
Стремясь к конечной точке мастерства,
осенний лист желтел, краснел, и все же
еще непожелтевшая листва
ему твердила: "Как-то непохожетвоё пятнисто-рыжее лицо
на золотисто-алые закаты.
Прости, дружок, но мы, в конце концов,
в твоем немастерстве не виноваты".Осенний лист, краснея все сильней,
от старости по краю подсыхая,
в один из незапомнившихся дней
побрел, куда несла его лихая.Он двигался по изморози стылой
ползком, бегом, подчас ходьбой унылой.II
Ползком, бегом, подчас ходьбой унылой
крючков и линий гибкая строка
на лист ложилась. А потом спросила:
"Я здесь надолго? Ты, наверняка,меня великой сделаешь, кудесник?!"
Добавила: "Я щедро отплачу.
Захочешь, мы, поэт, с тобою вместе
поедем к морю", - хлопнув по плечу.Бесцеремонность строчки горделивой
хозяину по вкусу не пришлась -
охватывает пламенем игривым
листы измятые. Едва спасласьстрока проворная, из груды большинства
сквозь буквы продираясь и слова.III
Сквозь буквы продираясь и слова,
о запятые, острые кавычки
изрезавшись, во имя торжества
себя самой, а, может, по привычке,идея, от пролога взяв разгон,
преображаясь на ходу в идею
для кульминации, меняла тон
и поражала мудростью своею.И вот последних несколько страниц
к логической развязке эпилогом...
Споткнулась, пошатнулась, пала ниц,
разбившись у концовки на пороге.Капризен гений стихотворной лиры -
то полон сил, а то совсем без силы.IV
То полон сил, а то совсем без силы,
взрываясь громом, выжатый в дожди,
то ласковый, то грустный, то спесивый
лучом весенний месяц проводилпо струнам облачной виолончели.
Распространяясь звуковой волной,
переходила в плавное свеченье
и изгибалась радужной дугоймелодия дождей и вдохновенья...
Ну, вот и все. Тихонько отложил
виолончель. Он думал, - на мгновенье...
Но больше к ней уже не подходил."Иссяк в дожди", - судачили одни
порой, зарывшись в ворох болтовни.V
Порой, зарывшись в ворох болтовни,
тщеславие себя воображало
изящным мотыльком - горят огни,
кружат цветы, вальсируя по залу.А после замирают, обратив
немые взоры к мотылька движенью:
"Смотрите, как он дьявольски красив,
и слог его достоин восхищенья!""Корявый лепет этого жука
меня смешит! И как же непохоже
он подражал полету мотылька", -
разрушена иллюзия. И что же?Съедает мотылька ропуха злая,
как червь, через желудок пропуская.VI
Как червь, через желудок пропуская
обиды липкой комья сквозь себя,
их запивала зависть молодая
слезой, из чаши злости пригубя...Обид и слез тягучее смешенье
у зрелой зависти в горючий яд
несправедливо-желчных исторжений
преображалось, источая смрад...Перекрестившись дряблою рукою,
дрожа бессильным телом, клевету
возводит зависть старая, клюкою
свою отмерив смертную версту.Глядит назад - пустырь, гнилые пни,
бездарные, потерянные дни.VII
Бездарные, потерянные дни
вселились серой однотипной стаей
под крышу, где давно уже сродни
им жители другие обитали.Прокуренный и мрачный пессимизм
сидел, ногой болтая, у окошка.
"Да я не пьян, - ворчал алкоголизм, -
сегодня только, и совсем немножко".Обжорство поедало свой паек,
себя возненавидев за себя же,
безделье коротало свой денёк
самообманом и любовной кражей.Там жалобы слезливые витают,
когда тоска у лени занимает.VIII
Когда тоска у лени занимает, -
"Должок, клянусь, голубушка, отдам.
Спроси, хоть у любого, каждый знает -
в долгу у лени оставаться - срам".То лень доверчиво своей подруге:
"Ну ладно. Только скоро, не тяни", -
оказывает вечную услугу.
И долга ждет. Бегут за днями дни.И вновь тоска берет в должок у лени.
"Ну что ж, возьми", - уже не спорит лень.
Усевшись в кресле, подогнув колени,
она мечтает, что наступит день,когда она покинет ленный мир,
ширококрылой птицей воспарив.IX
Ширококрылой птицей воспарив,
пронзая грудью ледяные массы,
закинув голову, глаза закрыв
с божественно-восторженной гримасой,фантазия, влекомая собой,
неслась к тому, чего не существует:
ей виделся серебряный прибой
из белых звезд снежинок и сосулек,окоченевший юноша с мечом
рукою ледяной поднять не в силах
свои доспехи, дева за плечом,
которая его заворожила.Фантазия пронзит стрелою стужу,
натягивая тетиву потуже.X
Натягивая тетиву потуже,
играет луком в пухленьких руках
амурчик. А потом он станет мужем,
он вырастет, и после в дуракахокажется.... Но может быть, поэтом
начнет писать красивые стихи
о том, что повидал на свете этом,
которым не поверят дураки.О глупости своей еще не зная,
они поэта "бездарь" назовут,
а после, проводив до двери рая,
поэту с опозданьем воздадут:"Поэт стихами страстными палил,
себя же незаметно подстрелив".XI
Себя же незаметно подстрелив
и обнаружив рану только после
объятий трав и запаха земли,
щекочущего вздрогнувшие ноздри,подумал: "Неужели это все?
Совсем нестрашно и совсем спокойно.
Куда-то так легко-легко несет
в круженье листьев, неба. Ну, а больнонемного там, где сердце порвалось,
не выдержав последнего патрона
обоймы из того, что довелось
увидеть, пережить... Беззвучным стономвплеталась боль в строку словесных кружев,
что видно изнутри, но не снаружи.XII
Что видно изнутри, но не снаружи...
Когда б ответ попробовать найти,
тогда б, как не крути и не верти,
а получился б разговор досужийо разнице в подходах и пути
логически-дискретных рассуждений,
о цифре вероятных совпадений...
Ты с этим, братец, лучше не шути.Но если б тот же задал ты вопрос
поэту в тихой искренней беседе,
тебе поэт, пожалуй, бы ответил
дискретно-нелогически всерьёз:"Я - есть стихи. И я, сомнений нет, -
в своих стихах земные звук и свет."XIII
В своих стихах земные звук и свет,
осеннюю листву и вдохновенье,
красивую идею и ответ
вне логики, зато в воображеньи;проворную строку, дождливый май,
плечом к плечу тоску и лень поставив,
фантазии позволив: "Полетай!",
и в сердце бессознательно направивсто первый выстрел боли от любви
и боли от щемящих состраданий;
пересчитав потерянные дни
несбывшихся когда-то ожиданий,сложив в один классический сонет,
соединит в одно земной поэт.XIV
Соединит в одно земной поэт
свой первый шаг и стих неровный
с последним вздохом, безусловно
о том не ведая, в сюжетромана или сборника стихов.
А после грустно иль с улыбкой
перечитает и, ошибки
не исправляя (как же без грехов?)изящным легким росчерком пера
на титульном листе в кавычках
знакомое, как старая привычка,
напишем "Жизнь", подумает "прошла".Он в жизнь играл, а думал, что в слова,
стремясь к конечной точке мастерства.МАГИСТРАЛ
Стремясь к конечной точке мастерства,
ползком, бегом, подчас ходьбой унылой,
сквозь буквы продираясь и слова,
то полон сил, а то совсем без силы;порой зарывшись в ворох болтовни,
как червь, через желудок пропуская
бездарные потерянные дни,
когда тоска у лени занимает;ширококрылой птицей воспарив,
натягивая тетиву потуже,
себя же незаметно подстрелив,
что видно изнутри, но не снаружи;в своих стихах земные звук и свет
соединит в одно земной поэт.
Главная страница- - - - - - - -Cовременная проза- - - - - - - - -Татьяна Калашникова
© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved. E-mail: starat@rambler.ru