Главная страница сайта- - -Русская
икона - - - Русские художники - - - Русский
авангардизм - - -Франциско Гойя
Андрей
Рублев
Ок. 1360 или 1370, ? - 1430, Москва
К 1408 г. относится второе
летописное упоминание - о том, что
Рублев с "иконником Данилой" (Даниилом Черным) 25 мая начал расписывать
Успенский собор во Владимире. Это единственные сохранившиеся росписи
Рублева. В них уже обнаруживается отход от византийской традиции и
зарождение традиции чисто русской, для которой характерен не ужас перед
Страшным Судом, а надежда на переход из земной жизни в светлую и вечную
загробную жизнь и упование на милосердие сострадающего Иисуса Христа. К
1410-м гг. принято относить и 3 иконы "Звенигородского чина" (названного
так условно, по месту, где они были найдены): "Спас", "Архангел
Михаил" и
"Апостол Павел". В них, особенно в "Спасе", новая традиция
находит свое
зрелое воплощение, знаменуя начало золотого века - расцвета русского
иконописания.
Возможно, что в это время
или несколько позднее Рублев написал и
"Троицу" - лучшую из русских икон и шедевр мирового искусства. Здесь
ему
удалось создать настроение душевной гармонии, созвучности трех светлых
душ, общающихся в безмолвной беседе друг с другом. Доступная каждому по
своему эмоциональному содержанию, "Троица" вместе с тем представляет
собой
идеальное воплощение сложного богословского содержания; внешне кажущаяся
крайне простой, она построена с изощренным композиционным мастерством.
"Троица" Рублева стала образцом для громадного множества подражаний
и
повторений, но ни одно из них не смогло приблизиться к ее уровню.
В середине 1420-х гг.
Рублев вместе с Даниилом Черным руководил
росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Росписи утрачены, а в
иконах, сохраняющих печать таланта и мастерства, начинает ощущаться
возраст художника. Утрачена и последняя его работа - росписи в Спасском
соборе Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где обитал Рублев и где
сейчас находится Музей древнерусского искусства, носящий его имя.
В искусстве Рублева выразился
перелом в духовной жизни России,
приближавшейся после Куликовской битвы (1380) к полному освобождению от
татаро-монгольского ига, - надежда на добрые перемены и на согласие людей,
вера в высшие ценности бытия. Сам Рублев, по преданию, был спокойным и
кротким человеком, чье существование было занято только монастырской
службой, искусством и размышлениями. Дата его смерти - единственная точная
дата: она была высечена на могильной плите и скопирована до того, как
плита погибла. Еще при жизни Рублев пользовался почитанием, а после смерти
превратился в легендарную фигуру, своего рода символ высочайшего и
духовного искусства. Однако долгое время его авторитет был лишь слабым
отголоском того, давнего почитания: никто толком не знал, какие работы ему
точно принадлежат, а такая бесспорная и знаменитая работа, как "Троица",
за прошедшие годы изменилась неузнаваемо и судить о ее достоинствах стало
невозможно. Лишь в XX в. благодаря уси лиям многих исследователей и
реставраторов наше понимание его творчества и восприятие Рублева как
одного из гениев мирового искусства наполнилось реальным смыслом.
© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved. E-mail: endryr@rambler.ru