Павел
Филонов родился в Москве. Рано осиротев переехал в Петербург, где брал уроки
живописи. С 1908г. Павел Филонов учился в Академии искусств, откуда был исключён
в 1910г. В 1911г. он контактировал связался с Союзом молодёжи и учавствовал
в их выставках. В следующем году ездил в Италию и Францию.[2]
Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике
на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все
работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму
и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом
к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить
картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако
(в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и
не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.[3]
В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского "Владимир
Маяковский" Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических
буклетов, издал свою трансрациональную поэму "Проповедь о поросли мировой"
и начал разрабатывать художественные теории: "Идеология аналитического
искусства" и "Принципы сделанности". В 1919г. картины художника
выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств рабочих в
Петрограде.
В 1923г. Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом Института
художественной культуры (ИНХУК). В те же годы выходит "Декларация мировой
поросли" Павла Филонова в журнале "Жизнь искусства". Два года
спустя Павел Филонов собирает коллектив мастеров аналитической живописи (известный
сейчас как школа Филонова). Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в
адрес Филонова, его выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском музее не
состоялась. В 1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер
от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная
выставка работ Павлв Филонова в Новосибирске.
Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения
созданные его мыслью дали огромный толчёк развитию авангарда в СССР. Он нашёл
свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромисныи идеалам в которые он
верил. Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии
живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования
основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.В
своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в
себе существование человечества. Его целью было достижение систематического
знания мира и его человеческого населения.
Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись
- это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории
и идеологии художника. В живописи Филонова виден "проектный интеллект"
в образе.
После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая
живопись". Социальные изменения в России воодушивили художников - футуристов.
Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений
и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей
и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа
была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными
и культурными организациями.
В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то, что он
ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):
Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической
сделанностью .
Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.
В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть
всё "не сделанное" .
В аналитическом мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного
процесса.
Чем сильнее художник "работает" над своим интеллектом, тем сильнее
воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя.
Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной - это чёткая запись через материю
и в материю физического процесса внутри художника и вся работа -это целая запись
интеллекта художника, который её пишет.
Искусство - это отражение через материю записи в материи борьбы за форму состояния
высшего интеллекта человека.
Сила искусства - визави зрителя, это не только делает его лучшим,
но и призывает его становится лучшим.
Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают
сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будующее.
Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев
не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.
Работа над содержанием работы - это работа над формой и наоборот.
Чем сильнее выражена форма, тем сильнее выражено содержание.
Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.
Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую
частичку делайте непрерывно и точно.
Представте непрерывно и точно в каждую частичку цветом, который нашли так, чтобы
он входил в эту частичку как тепло входит в тело или так, чтобы цвет был органично
связан с формой.[2]
Цена: 206.00 руб.
Обычно отгружается в течение 48 часов
Переплёт: твердый Объём: 672 стр. Формат: 76x108/32 Серия: Наследие » Дата выхода:
2000 г. Издательство: Азбука »
Описание:
Павел Филонов - один из известнейших художников ХХ века: его картины пользуются
заслуженным успехом у нас в стране и за рубежом. Его дневник издается впервые.
Текст предоставлен Государственным Русским музеем, где хранятся все материалы.
В приложении помещена поэма Филонова "Пропеведь о проросли мировой"
(1912), которую высоко оценил Велимир Хлебников. В книге воспроизводятся в цвете
работы художника, фотографии.