Главная страница- - - Ренессанс- - -Рафаэль Санти- - -Рафаэль "Сикстинская Мадонна"
Германия. Дрезденская галерея
Сцена. Занавес раздвинут. Из глубины сцены на облаке на нас движется мать с
ребенком. Вокруг голубые головки. Ниже слева – папа Сикст IV, справа – св. Варвара.
Внизу, опираясь на борт – два ангелочка. Слева на борту стоит тиара папы.
Описание "Сикстинской Мадонны":
Рассмотрим картину. Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена. Взвился вверх
первый занавес. Впереди, облокотившись на рампу, подперев пухлыми ручонками
головы, стоят два мальчика-ангелочка с крылышками, как у бабочек, и смотрят
вверх отрешенными, безразличными глазами. Немного в глубину сцены слева боком
к нам стоит старик с тонзурой в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе
(золотой парчовой мантии) с красным подбоем. Рядом, на бортике, его тиара. Он
изображает папу Сикста IV. Справа, лицом к нему, опираясь на вытянутую левую
и полусогнутую правую ногу с крутым бедром, стоит прелестная юная пухленькая
девушка. Сквозь шарф и платок Варвары проступает крутая полнота ее тела в туго
охватывающей ее одежде. В наряде Варвары – все краски картины, но доведенные
до максимальной яркости. У нее квадратное лицо, острый подбородок, широко расставленные
глаза, аккуратный прямой нос, короткая верхняя губа. Волосы перехвачены лентами.
Одним словом, красавица. На ней солнечно-желтая кофточка, оставляющая наполовину
открытыми плечи, пышная в рукавах, у локтей – ослепительно синяя. Серый узкий
шарф, зеленая накидка, темная юбка. Она – в роли св. Варвары. (Ей приписывают
дар спасать от внезапной и насильственной смерти. Может быть, Рафаэль предчувствовал
свою короткую жизнь). Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга.
Раздвинулись в стороны середины тяжелых темно-зеленых занавесей в глубине сцены.
Все пространство за ними заполнено синими младенческими головками. Клубящееся
белое облако сверху вниз и к нам несет на себе высокую молодую женщину в ярко-голубом
плаще. Прижимая к себе, она держит на руках полуторалетнего голенького пухлого
сына, толстощекого, взъерошенного. Он сидит на руках как в креслице, по взрослому
опираясь на согнутую ногу. В глазах любопытство, взгляд младенческий, не совсем
осмысленный. Но мать полна тревоги. У нее чуть вытянутое прямоугольное лицо,
мягко очерченный подбородок, схожее с лицом девушки – св. Варвары, но более
удлиненное. Небрежная женская прическа. Глаза широко раскрыты и в них неуверенность,
беспокойство, страх. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль оттого,
что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное
смирение. Красное платье сердечной тревоги, широкая свободная темно-синяя накидка
в контраст красному и оттеняя его, нежный полупрозрачный шарф на плече, коричневый
платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое.
Высокая талия. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру. Облако
времени несет мать и ребенка на нас.
Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Левую руку прижал
к груди, разделяя ее тревогу. Правую руку протянул к нам и чуть вверх, вытянув
указательный палец. Девушка, при появлении матери повернула к нам и опустила
голову, устремив глаза вниз.
Каково содержание "Сикстинской Мадонны"? Из множества младенческих
душ, кружившихся в небе, одна материализуется, становится младенцем. Неумолимое
облако времени выносит мать с младенцем на сцену жизни, с ее болезнями, обидами,
неожиданностями, тревогами и потерями. Страх матери перед неизвестным и невозможность
навсегда удержать сына около себя и оградить от бед. Можно избежать, говорит
религия в лице папы-старика, многих неприятностей, потерь, тревог, если следовать
путем Бога, его заповедям, его примеру. Высокие духовные предписания будут опорой
неопытной душе на всем жизненном пути. Живи, говорит девушка-прелесть и земля,
радостями и безумствами, увлечениями и разочарованиями, живи земной жизнью ты,
рожденный землей. Не отвергай духовную мудрость старика, но соедини ее с творчеством,
искусствами, красотой, чувствами, с любовью земных прекрасных женщин, и в этом
вторая мудрость жизни.
Конец: два служебно-отрешенных, привычно-равнодушных ангела примут оставившую
свою тленную земную оболочку душу, прожившую долгую жизнь бывшего пухленького
малыша и он снова вольется в бесконечный водоворот призрачных синих небесных
головок-душ.
Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо,
но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений
над мадоннами, местом религии.
Главная страница- - - Ренессанс- - -Рафаэль Санти- - -Рафаэль "Сикстинская Мадонна"
© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved. E-mail: starat@rambler.ru