Главная страница- - - -Сюрреализм-
- - -Фрида Кало
См.также Рафал Облински
Фрида Кало родилась
в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец - фотограф, по
происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке.
Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида
— деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем
плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала
по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая. Физический дефект помогали скрывать
брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят
в штате Оахака и которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком
платье на их свадьбе, одолжив его у служанки.
...Автокатастрофа произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года. Автомобиль,
в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Удар
был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он легко отделался — лишь
контузией. А Фрида... Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся
в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден
позвоночник, сломаны два бедра, нога. Врачи не могли поручиться за ее жизнь.
Фриде Калон было 18 лет. И она победила.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она
попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший
писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида
могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что
много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую
знаю лучше всего".
В 22 года Фрида Кало поступает в самый пристижный институт Мексики (национальную
подготовительную школу). На 1000 студентов взяли только 35 девушек. Там Фрида
Кало встречает будующего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции.
В день свадьбы Диего
показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и
стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося
художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям.
Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены переехали в свою
первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым "голубой дом" на улице
Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили
много лет.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда
— врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные,
одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде
с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая,
что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был
жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула
ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве:
обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным
лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала
полотно ироничная Фрида. После измены Диего она решила, что тоже имеет право
на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был
нетерпим к изменам Фриды. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды,
застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет.
К счастью, не выстрелил.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница
восхищалась "трибуном русской революции", тяжело переживала его высылку
из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском
порту Тампико. Их встречала Фрида — Диего лежал тогда в госпитале. Художница
привезла изгнанников в свой "голубой дом", где они нашли наконец тишину
и покой. Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения
ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей. Почти
60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить
свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под
столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо
на глазах своей жены и Риверы. Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась,
а Диего, говорят, так никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика",
— якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.
Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не устояла
перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в загородном
поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила
за мужем: интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий
назвал себя "ее старой верной собакой". После этого изгнанники покинули
"голубой дом".
Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет.
Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к
ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, он искрилась
юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и
от души кутить. И только взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном. Она
мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности
— а это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично. И тогда
она стала рисовать детей. Чаще всего — мертвых. Хотя большинство ее картин,
натюрмортов, пейзажей пронизаны солнцем и светом.
Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928 году,
но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А через десять
лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в компартию. В ее доме
на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина,
работы Сталина, рядом — Зиновьев, изданный в 1943 году в Мехико, тут же — публицистика
Гроссмана, посвященная Великой Отечественной войне, и совершенно неожиданная
"Генетика в СССР". В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты
основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их последователей. В
частности, Мао Цзедуна в красивой деревянной раме. увеличенная фотография, тоже
в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт
красноармейцами. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный
портрет Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом парадном
кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон Фрида нарисовать
не успела...
Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке. Теперь она может передвигаться только в инвалидной коляске. Через два года — новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу. И как утешение — в том же, 1953, году проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется. И чуточку подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже Риверы...
А дома в крохотной спальне (ее трепетно берегут хранители "голубого дома") на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки — глядя на них, Фрида успокаивается, боли утихают, и она засыпает. Чтобы проснувшись, снова взяться за кисть.
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже — редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч — древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам.
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб, установленный в "Бельяс Артес" — Дворце изящных искусств. Гроб накрыли черным покрывалом, который спускался до самого пола, усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало— Артуро Гарсиа Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб. Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.
При подготовке материалов использованы следующие источники:
Главная страница- - - -Сюрреализм-
- - -Фрида Кало
© 2002(March) copyrights by starat. All rights
reserved. E-mail: starat@rambler.ru