Неважно, как называют
себя эти художники, и как их называют искусствоведы. Все они были
заняты одним и тем же - попытками усилить Выразительность изображения.
И для этого подвергли испытанию великую троицу изобразительного искусства
- Цельность, Выразительность, Лаконичность. Ради Выразительности они
освободили цвет, линию, форму друг от друга, и всех их - от того,
что называли содержанием, или "литературой". В начале движения,
конечно, импрессионисты, затем Ван Гог, который ясно говорил о "суггестивном
действии", то есть, непосредственном влиянии на наши чувства
цвета и линий. Матисс и Пикассо в своем движении к Выразительности
остались в целом уравновешенными гениями. Особенно Матисс, но и бунтарь
Пикассо, разглядывая абстракции Кандинского, пожимал плечами - "А
где же здесь драма?.." имея в виду то, что с дальнейшим расчленением
Триады начинается Нечувствительность - потеря живых связей, тех зрительных
ассоциаций, движение по цепочке которых является главным в постижении
любого художественного изображения... Экспрессионисты общее и весьма
расплывчатое определение для всех них. Здесь и ранний Марке и движущийся
к абстракции Кандинский, и многие другие. Как всегда, благодаря таланту,
хождение по грани часто приносит удачу - здесь есть удивительные прорывы.
Причем картины сохраняют Цельность, это главное условие Выразительности,
просто раздвинуты относительные для каждого времени и культуры рамки
и пределы. Но часты и поражения. Потеря живых ассоциаций с предметным
миром, пренебрежение связями между формальными элементами изображения
в конце концов ведет к внутреннему обеднению художественного образа.
Тогда Художника ждет великое унижение: ему приходится объяснятьто,
что при удаче в объяснении не нуждается. И художник, чувствуя недостаточность,
неполноценность, внутреннюю несамостоятельность изображения, начинает
подводить идейную "базу" под свое творение. Еще хуже, если
Вещь с самого начала является Декларацией, иллюстрацией некоего умственного
замысла, как например, "черный квадрат" Малевича.
Однако выяснение границ и пределов, ощупывание тупиков - полезное
занятие. Оказывается изобразительное искусство на пределе, на границе
своей упирается в нечто незыблемое - в физиологические способности
нашего зрения, его особенности. Они изменяются гораздо медленней и
трудней, чем Культура. Вход в пещеру и выход из нее - темное пятно
и светлое пятно - остались главными приманками для глаза, и его возможности
охватить разом и объединить видимый мир вполне ограничены. Если же
нет объединения, начинается распад Цельности и потеря Выразительности.
Крупнейшие экспрессионисты умирали до сорока или жили очень долго.
В чем загадка такого "расслоения", трудно сказать. Наверное,
не в степенях таланта, скорей в человеческой прочности, которая тоже
подвергается испытанию на путях раскрепощения цвета, линий и форм.
Но это уже вне нашего исследования.
Зиновий Бернштейн.
Ссылки:
http://www.periscope.ru/prs98_2/pr4/best/centr.htm
|