Главная страница- - - -Ренессанс-
- - -Леонардо да Винчи- - - -Леонардо да Винчи. Биография
Биография Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
Автор биографии: Джорджо Вазари
Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор,
инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный
сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины. Воспитывался
в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466)
во Флоренцию. Впервые его имя встречается там в книге корпорации флорентинских
художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478) работал в боттеге
Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Первые
свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы
св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на "Поклонение
волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа осталась незаконченной).
В 1482-1499 гг. в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро, в качестве военного
инженера, архитектора, скульптора и живописца. В апреле 1500 г. Леонардо да
Винчи возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию). В 1502 около года
служит у Чезаре Борджа, по поручению которого объезжает Романью, Умбрию и Тоскану.
В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета
дворца Синьории ("Битва при Ангиари"), в 1506 г. возвращается в Милан
на службу к французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз, где живет до 1513 г. (с
перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме, откуда
в 1516 г. был приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого
живописца, архитектора и механика короля. Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав
рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию.
Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором
и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой,
физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека
и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования.
В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета,
новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и
других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся
к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и
другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных
на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены
и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.
Живописные работы Леонардо да Винчи
Первый флорентийский период: Ангел на "Крещении" Верроккио (Уффици);
"Поклонение волхвов" (Уффици; незакончена, подготовительные рисунки
пером в Уффици и Лувре); женский портрет (может быть, Джиневры д'Америго Бенчи,
Вена, галерея Лихтенштейн); "Мадонна Бенуа" (Санкт-Петербург, Эрмитаж);
"Св. Иероним" (Ватикан, галерея).
Первый миланский период: "Мадонна в гроте" для церкви Сан Франческо
(Лувр и Лондон, Национальная галерея); "Мадонна Литта" (Санкт-Петербург,
Эрмитаж); фреска "Тайная вечеря" (Милан, монастырь
Санта Мариа делле Грацие (1495-1497); рисунки - в Милане (Брера), Венеции (Академия),
Виндзоре, Страсбурге, Веймаре. Приписываются: портрет дамы с горностаем (Цецилии Галерани, Краков, музей);
так называемая "Belle FerroniKre" (Лувр); портреты женщины в профиль
и музыканта в миланской Амброзиане. В Мантуе нарисовал портрет Изабеллы д'Эсте
(теперь в Лувре). Второй флорентийский период: портрет Моны
Лизы ("Джоконда", 1503, Лувр); рисунки для "Св. Анны втроем"
и для "Битвы при Ангиари" в Лондоне, Оксфорде, Виндзоре, Будапеште,
Венеции. Второй миланский период: "Св. Анна втроем" и "Иоанн
Креститель" (обе - Лувр). Сохранились в копиях учеников "Флора, Вакх,
две Леды". Приписываются: два "Благовещения" (Уффици и Лувр),
"Мадонна с гвоздикой" в Мюнхенской пинакотеке.
Скульптурные работы Леонардо да Винчи не сохранились; остались рисунки и статуэтки
(лучшая в Будапеште) конной статуи герцога Сфорца, модель
которой была разрушена в Милане в 1499 г., и другой, также неосуществленной,
статуи маршала Тривульцио.
Архитектурные и градостроительные проекты и рисунки (центрально-купольные постройки,
планировка городов, купола Миланского собора, собора в Павии и др.) сохранились
в собрании рисунков в Виндзоре, в так называемом Атлантическом кодексе, хранящемся
в миланской библиотеке Амброзиана, и в других кодексах Леонардо.
Главная страница- - - -Ренессанс- - - -Леонардо да Винчи- - - -Леонардо да Винчи. Биография
© 2002(March) copyrights by starat. All rights reserved.
E-mail: starat@rambler.ru